Ссылки для упрощенного доступа

"Шеварднадзе предлагает Путину найти стрелочника"


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Юрий Вачнадзе, обозреватель Радио Свобода Виталий Портников, заместитель председателя Комиссии парламента Грузии по внешним отношениям Гамлет Чипашвили, депутат Государственной Думы от фракции "Яблоко", председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Вячеслав Игрунов - с ним беседовал Михаил Саленков.

Андрей Шарый:

Грузия объявила, что российские самолеты нанесли авиаудар по ее территории в Панкисском ущелье. МИД России опроверг такие заявления. Парламент Грузии резко осуждает бомбардировки и ждет от президента страны конкретных действий в Москве, где в пятницу открывается саммит СНГ. Рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Юрий Вачнадзе:

Юрий Вачнадзе:

Для грузино-российских взаимоотношений последних лет стала характерной неприятная закономерность. Как только намечается сдвиг в сторону их улучшения, тотчас же некие силы стараются восстановить статус-кво, то есть, состояние "холодной войны". Не случайно именно этот термин чаще всего звучал в заявлениях грузинских политиков, сделанных в связи с последними российскими бомбардировками Панкисского ущелья. Если во многих аналогичных случаях, которые с досадным постоянством повторяются с августа 1999-го года, речь зачастую шла о "неопознанных летающих объектах", то произошедшее 27 ноября однозначно оценивается грузинской стороной как нарушение границы российскими самолетами. Называются "СУ-25" и военные вертолеты "МИ-24". Они, как известно, проникли вглубь грузинской территории на 30-50 километров и бомбили окрестности села Бергиани Ахметского района и других сел, расположенных вблизи чеченского и ингушского участков российско-грузинской границы.

Отрицание российской стороной участия ее ВВС в данных инцидентах в Грузии никем не рассматривается всерьез. На этот раз, в отличие от других аналогичных случаев, грузинская сторона располагает соответствующими документальными данными радиолокационных служб. Их продемонстрировал министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили во время своей пресс-конференции и на встрече с послами иностранных держав. Между прочим, российский посол на встрече почему-то отсутствовал. В Грузии хорошо известна цена заявлениям российских военных. Достаточно вспомнить бомбардировку Омало в 1999-м году. Тогда их категоричность и безапелляционность, в конце концов, обернулась признанием собственной ошибки.

А теперь о главном: все указанное произошло сразу по возвращении из Петербурга избранного на днях нового спикера грузинского парламента госпожи Нино Бурджанадзе и непосредственно перед визитом Шеварднадзе в Москву. В Петербурге на Межпарламентской ассамблее СНГ, по общему признанию, лед в грузино-российских отношениях явно тронулся, одновременно большие надежды возлагались на участие Шеварднадзе в московском саммите СНГ 30 ноября и его встречу с Путиным, и вот на таком фоне - очередной инцидент с бомбежкой. Какие бы аргументы ни звучали из уст некоторых российских деятелей, что в Панкиссии, якобы, имело место столкновение чеченских боевиков с арабскими наемниками, и так далее, вторжение иностранных самолетов в воздушное пространство независимого государства в любом случае, а особенно - в данных обстоятельствах, выглядит как намеренная провокация деструктивных сил в российско-грузинских взаимоотношениях. Вряд ли случившееся прибавит настроений грузинскому президенту, прилетевшему в четверг в Москву.

Андрей Шарый:

Эдуард Шеварднадзе планирует урегулировать российско-грузинский конфликт на личной встрече с президентом России Владимиром Путиным. Слово обозревателю Радио Свобода Виталию Портникову:

Виталий Портников:

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сразу же по прибытию в российскую столицу на юбилейны й саммит СНГ сделал заявление, согласно которому страны ЕС могут только позавидовать тому взаимопониманию и сплоченности, которые присутствуют у стран СНГ. Заявление громкое, по-назарбаевски емкое. Сразу же представляешь себе Германию, которая бомбит Бельгию, или Францию, которая оккупирует часть территории Испании, или, например, Данию, которая разрешает жителям Шлезвиг-Гольштейна перемещаться по ее территории по одним визовым правилам, а, например, жителям Германии целиком -по другим. А ведь нечто подобное происходит в отношениях между Россией и Грузией, Азербайджаном и Арменией, Россией и Грузией в случае Абхазии...

Как бы то ни было, а таких параллелей, которые могут посвидетельствовать о зависти ЕС к СНГ, можно привести еще много, а российско-грузинский сюжет кажется одним из наиболее интересных на юбилейном саммите СНГ. В 10-ю годовщину этой организации одна из стран, вошедшая в нее, кстати, последней, обвиняет другую страну - основательницу Содружества в том, что ее ВВС бомбили территорию дружественного государства. Страна-основательница, естественно, с обвинениями не соглашается. Но на этот раз официальный Тбилиси настроен куда более жестко, чем во время предыдущих подобных инцидентов. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе перед отлетом из Тбилиси заявил, что он рассчитывает обсудить с президентом России Владимиром Путиным ситуацию, которая сложилась в двусторонних отношениях в результате этой возможной бомбардировки.

У Владимира Путина проходят пока встречи достаточно приятные, с весьма облегченной повесткой дня. Говорится скорее о дружбе, о взаимопонимании, о совместном участии в антитеррористической коалиции. Встреча с Шеварднадзе такой не будет. Однако, грузинский президент дал понять, что он готов помочь своему российскому коллеге выйти из ситуации сохранив лицо. Эдуард Шеварднадзе уже предположил, что решение о бомбежке грузинской территории могло быть принято какими либо военачальниками, которые находятся на самом низу командного состава российских ВВС, и ни президент России, ни министр обороны не имеют к этому распоряжению никакого отношения. Так что, Владимиру Путину, по сути, бывшим членом Политбюро ЦК КПСС, бывшим министром иностранных дел СССР, опытным аппаратчиком Эдуардом Шеварднадзе предлагается найти стрелочника и урегулировать российско-грузинские отношения таким образом, чтобы подобные инциденты в них больше не возникали. Остается проверить, насколько заинтересована сама Россия в подобном урегулировании и нужны ли Владимиру Путину подобные стрелочники, чтобы его отношения с Эдуардом Шеварднадзе улучшились.

Андрей Шарый:

Ситуацию в Грузии и в российско-грузинских отношениях я попросил прокомментировать заместителя председателя Комиссии парламента Грузии по внешним отношениям Гамлета Чипашвили:

Гамлет Чипашвили: Исходя из того, что я должен верить министру иностранных дел господину Менаришвили, я должен верить министру обороны господину Кензадзе, которые утверждали и утверждают, что это с российской стороны. Вот эти летательные аппараты, там было сказано, что с неопознанными какими-то знаками "СУ", несколько самолетов, и кроме этого вертолеты. Но дело в том, что то, что они говорили и что они имели в виду - это, конечно, наш северный сосед, то есть, российская сторона. Месяц тому назад была бомбардировка Кодорского ущелья. Год тому назад имели место вот такие неприятные, я должен сказать, эксцессы. Политическая элита Грузии уже привыкла к тому, что после вот таких актов обязательно направляется нота в сторону российского МИД со стороны МИД Грузии, кроме того несколько раз была высказана - парламент Грузии принял заявление, вот какие-то такие словесные эпистолярные отношения, которые не решат вопрос. Надо начинать серьезные переговоры с российской стороной. Мы - оппозиция - очень часто говорили об этом. Вот такие эпизодические визиты в Москвы могут быть полезны для начала. А в принципе надо создавать какие-то группы, которые в обязательном порядке должны вести переговоры.

Андрей Шарый:

Господин Чипашвили, если предположить, что Москва действительно стоит за этими печальными инцидентами, если предположить это - чего добивается Кремль, зачем, по вашему мнению, Кремлю дестабилизация ситуации в Грузии?

Гамлет Чипашвили:

За последние два года, после того, как, вы прекрасно понимаете вот эту эпопею на Северном Кавказе - война в Чечне и так далее, чеченские беженцы, которые перешли Кавказский хребет, и оказались в Панкисском ущелье, кроме этого, конечно, вместе с ними боевики и так далее, говорят, что количество их очень мало, но, во всяком случае, мы всегда говорили, что такое места не имеет, но, к сожалению, вот последнее заявление президента относительно чеченского командира Гелаева говорит о том, что Гелаев там знаком жителям и Кахетии, и они в хороших с ним отношениях. Это еще раз показывает противоположное... Конечно, есть повод для того, чтобы Кремль как-то совершенно по-другому подходил к этим вопросам и сегодняшней политике Грузии.

Андрей Шарый:

А теперь мнение российского политика: корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков беседовал с депутатом Государственной Думы от фракции "Яблоко", председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Вячеславом Игруновым:

Вячеслав Игрунов:

Ситуация в Панкиссском ущелье давным-давно уже никем не контролируется, и Панкисское ущелье стало одной из опорных баз террористов. Я понимаю, что есть вероятность того, что действия выходят за рамки приличных норм, однако, я знаю, что такие меры предпринимались разными странами, США, Израилем... - в разных ситуациях, поэтому, на мой взгляд, к этому надо относиться пока с очень большой долей осторожности.

Михаил Саленков:

Если все-таки будет доказано, что вертолеты и самолеты российские - как, по-вашему, это скажется на отношениях России и Грузии?

Вячеслав Игрунов:

Любые нарушения подобного рода, конечно, обостряют отношения России и Грузии. В последнее время отношения России и Грузии достигли такого состояния, что вряд ли их что-то может еще больше охладить. Мне кажется, что эти события требуют увеличения или создания мер доверия между Россией и Грузией и выработки какого-то общего взгляда на то, что происходит в Панкисском ущелье и во всем этом регионе. Мне кажется, что, чтобы не происходило, главное сейчас - создать систему переговоров и комиссий российско-грузинских - для выхода из этой ситуации.

Михаил Саленков:

Глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили считает бомбардировки актом политического давления на республику - как бы вы прокомментировали подобное заявление?

Вячеслав Игрунов:

Для того чтобы так говорить надо быть совершенно убежденным, что эти бомбардировки идут со стороны России. Поскольку у меня нет достаточной информации, чтобы быть уверенным в такой трактовке, я соответственно и не могу отнестись вполне определенно к этим словам. Тем не менее, конечно же, вся ситуация, которая развивается вокруг Панкиссии, является давлением на Грузию, и она не может не оказать влияния на ситуацию внутри Грузии. Причем это гораздо шире, чем проблема бомбардировок.

Михаил Саленков:

Грузинская сторона намерена поднять вопрос о бомбардировках на саммите СНГ. Как вы думаете, дойдет до этого и какими могут быть последствия?

Вячеслав Игрунов:

Во всяком случае, я считаю, что это вполне нормальный вариант, я думаю, что это следовало бы обсуждать, следовало бы обсуждать в контексте общей безопасности. Но мне казалось бы правильным все же провести сначала двусторонние переговоры между Россией и Грузией.

Андрей Шарый:

Последнее сообщение на эту тему: в четверг американские официальные представители заявили, что у США есть доказательства, (очевидно, это данные специальных служб), подтверждающие факт бомбардировки российскими самолетами территории Грузии. Очевидно, разрешения кризиса нужно ждать в пятницу, когда Владимир Путин примет Эдуарда Шеварднадзе.

XS
SM
MD
LG