Ссылки для упрощенного доступа

О новом премьер-министре Белоруссии


Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль беседует с обозревателем Радио Свобода Виталием Портниковым.

Петр Вайль:

В Белоруссии новый премьер-министр -Геннадий Новицкий. Обращает на себя внимание то, что Новицкого считают "человеком, не принадлежащим ни к какой партии". О том, что это означает, я обращаюсь с вопросом к нашему обозревателю Виталию Портникову. Виталий, что значит для Лукашенко вот этот самый новый человек, который вроде бы нейтрален?

Виталий Портников:

Новицкого трудно назвать совсем новым человеком. В предыдущем кабинете министров Владимира Ермошина он был вице-премьером и отвечал за экономические вопросы. И его считают человеком, понимающим необходимость изменений в белорусской экономике. Впрочем, насколько серьезными будут эти изменения, конечно же, зависит не от премьер-министра, а от президента, от Александра Лукашенко. Уже накануне президентских выборов в Белоруссии наблюдатели утверждали, что главное для Лукашенко - не победа на этих выборах, потому что победа ему была обеспечена всем административным ресурсом, которым располагал белорусский лидер накануне этого голосования. Главное - это то, как править второй срок в республике, экономика которой уже доведена до крайности и предыдущим сроком правления Лукашенко, и полным непониманием самим белорусским президентом, и его ближайшим окружением тех законов, по которым развивается экономика цивилизованного общества. Вероятно, назначая нового премьер-министра, Лукашенко как бы подает некий сигнал, говорящий о том, что он способен хотя бы к каким-то изменениям в экономической сфере. Возможно, это не столько сигнал Западу или оппозиции, сколько России, которой может в какой-то момент надоесть быть спонсором белорусского лидера и той силой, которая единственно и обеспечивает существование его нереформированного и достаточно трудного с точки зрения обеспечения жизненных потребностей населения режима, проблемного режима, который без России вряд ли просуществует.

Вместе с тем Лукашенко сам говорит, что считает нового премьер-министра компромиссной кандидатурой, напоминает, что его новый назначенец долгие годы работал в Могилеве вместе с основным кандидатом от оппозиции на пост президента - главой белорусских профсоюзов Гончариком и опальным бывшим министром сельского хозяйства Белоруссии Леоновым, и они, мол, давно знакомы по партийной работе, и поэтому не должны выдвинуть каких- либо претензий по поводу этого назначения. Но тут другой вопрос. Оппозиция была объединенная, левый кандидат Гончарик хотел назначить премьером правого - Домаша, бывшего губернатора Гродненской области, и провести реальные экономические реформы. Насколько в принципе возможно при Александре Лукашенко экономическое реформирование Белоруссии - это очень большой вопрос, и вряд ли новому премьер-министру удастся дать на него положительный ответ.

Петр Вайль:

Виталий, а насколько возможно в стране Александра Лукашенко хотя бы некоторое политическое реформирование - вот тот пример, который вы сейчас объясняли, с назначением нового премьер-министра, он говорит о том, что все-таки на какой-то косметический ремонт Лукашенко способен - а в политике?

Виталий Портников:

Мне кажется, что после выборов Александра Лукашенко политические проблемы будут интересовать несколько меньше, чем ранее. Ведь мы знаем, что Белоруссия была несколько странной диктатурой всегда. Если вообще говорить о том, что это диктаторский классический режим. Потому что все-таки в этой стране существует оппозиционная пресса, которая свободно продается, существуют оппозиционные партии. Что там говорить - бюро нашей радиостанции, которой немало сказано о том, что действительно происходит в Белоруссии, находится в нескольких метрах от резиденции Лукашенко. И вместе с тем погибают люди, противники Лукашенко... Проблема в том, что режим свой авторитаризм, как правило, вынужден доводить до населения нелегальными методами. И, возможно, главное, что должно произойти в Белоруссии - я не убежден, что это произойдет - это откат Лукашенко и его окружения именно от этих нелегальных методов. Потому что легальным путем установление авторитарного режима в Белоруссии, на самом деле, невозможно. И всегда, когда режим пытался бороться с обществом и с оппозицией, именно с точки зрения легальности, честности и справедливости - он терпел неизбежно поражение. Насколько Лукашенко сейчас нужно столкновение с обществом после того, как он выиграл эти президентские выборы - мне сказать трудно. Мне кажется, что он реально должен понимать, что оппозиция стала какой-то реальной политической силой, смогла сплотиться, смогла выдвинуть единого кандидата. В этом великий проигрыш Лукашенко и его окружения на этих выборах, что они дали возможность оппозиции оформиться в единую силу. Вероятно, это будет учитываться - режим будет гораздо осторожнее в своем соперничестве с белорусским обществом и с мыслящими людьми в этой стране.

XS
SM
MD
LG