Ссылки для упрощенного доступа

На позициях все спокойно, журналисты в напряжении, жители ждут большого наступления


Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

Весь мир ждет начала военной операции США и их союзников, которые обещали нанести удар по террористам, однако, неясно, как именно и где именно будет нанесен удар. С особым напряжением ждут этого в Афганистане. Там сейчас работает наш специальный корреспондент Андрей Бабицкий. Он у нас в прямом эфире.

Андрей Бабицкий:

Действительно, все журналисты, которые собрались здесь, находятся в напряжении. Мы должны были присутствовать во вторник на пресс-конференции министра иностранных дел правительства Раббани доктора Абдулло, но его вертолет так и не приземлился в Панджшере, поскольку здесь очень сильный ветер. По всей вероятности, авиация просто не в состоянии совершать какие-то длительные и серьезные перелеты. Я могу оперировать не столько фактами, сколько мнениями настроениями и слухами. Собственно говоря, начала операции здесь ожидают с 1 октября. Корреспонденты "CNN" распространили еще на прошлой неделе информацию, полуофициально, полугласно, о том, что именно в этот день будут нанесены удары. 1 октября прошло. Сейчас называют журналисты новую дату - что они якобы состоятся 2 октября ближе к вечеру. Местное население уверено, что американцы начнут бомбить позиции талибов уже прямо в среду утром. Иранское радио со ссылкой на агентство "ИРНА" сообщило, что в Панджшере приземлились иностранные вертолеты. Назвали почему-то среди тех, кто высадился в Афганистане, американцев и итальянцев. С первым - понятно, со вторым - не очень. Кроме того, вечером опять-таки пошел слух о том, что в Панджшере приземлились три вертолета, во что верится с трудом - здесь сильный ветер. Такие слухи естественно подогревают ожидания.

Вместе с тем, я хочу сказать, что есть некоторая местная специфика, которая позволяет несколько микшировать эти ощущения. В частности, в понедельник мы встречались с двумя высокопоставленными афганскими генералами и в личной беседе поинтересовались, можно ли ожидать серьезных событий в ближайшие дни, и получили довольно прямой ответ на свой вопрос. Генералы сказали: "Да, эти события произойдут очень скоро". Это "очень скоро" вызывает серьезные подозрения, потому что в Южном Афганистане, где пойдет борьба за главные стратегические направления, на фронтах царит удивительное благодушие. Мы за неделю до этого объездили фактически все, что афганцы с чувством собственного достоинства называют передовыми позициями. По большей части это предельно минималистская архитектура. Окопы, если они вообще вырыты, едва ли способны укрыть человеческое тело до пояса, блиндаж я видел только один, представляет собой груду камней, в которой, впрочем, можно уловить некий военный замысел, глубина ямы под танком наводит на мысль, что танкисты просто подождали, пока высохнет лужа... То есть все как-то несерьезно, временно и неопределенно, что, может, в нынешних условиях и вполне логично.

В аэропорту Баграм, где мы также побывали вчера и откуда ведет главная дорога на Кабул, нас даже обстреляли. Мы разглядывали с любопытством со смотровой вышки позиции талибов, которые находились буквально в нескольких сотнях метров от нас и были видны как на ладони, и вдруг раздалось несколько таких ленивых одиночных выстрелов, и лишь одна пуля, да и то, по всей вероятности, заблудившаяся, как-то просвистела в нескольких метрах от нас. Потом нам сказали, что она попала в оконную раму. То есть, обстрелом это назвать довольно сложно. Больше было похоже на дружеское предупреждение. Чуть позже, уже из укрытия мы разглядывали талибский танк, который просто выбрался на прогулку. Командующий направлением, улыбчивый, очень живой и толстый человек, держал его на прицеле зенитной установки и вслух размышлял, стоит ли стрелять, или слишком жарко для войны. Пока он думал, танк нашел себе какое-то тенистое укрытие и генерал без всякого сожаления махнул рукой и пошел обедать. Иногда складывается впечатление, что те редкие удары. которыми обмениваются стороны, они наносят друг по другу просто, чтобы не забывать о войне...

Можно сказать, что ожидание есть. Люди считают, что Северный Альянс не стал бы перебрасывать на фронт, а эта переброска длится уже два дня - военную технику и подразделения - фактически все они выведены из тыла и находятся на передовых позициях, и люди думают, что Северный Альянс не стал бы предпринимать эти усилия без координации с американцами, и соответственно, если что-то произойдет в ближайшие дни, то это будут совместные действия Афганистана и США.

XS
SM
MD
LG