Ссылки для упрощенного доступа

Спасение Киотского протокола


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Вашингтоне - Владимир Абаринов, и в Бонне - Евгений Бовкун.

Петр Вайль:

Представители ста восьмидесяти государств на Конференции ООН по климату, проходящей в бывшей столице ФРГ, достигли компромисса. Путем взаимных уступок подготовлена база для ратификации Киотского протокола. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Бонне Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун:

Спасение Киотского протокола в боннской гостинице "Маритим" свершено было руками самих утопающих - участников Конференции ООН по защите земного климата. Шансов договориться у них было немного. Установочный документ, принятый в Киото в 1997-м году, устраивал не всех. Киотский протокол обязывал участников конференции в течение десяти-двенадцати лет сократить выброс парниковых газов в атмосферу на пять с лишним процентов по отношению к 1990-му году. Но после того, как американцы ратифицировать его отказались, противоречия между группами стран обострились.

В Бонн делегации приехали с твердым намерением отстаивать свои позиции. Сто тридцать развивающихся и слабо развитых стран образовали группу "Г-77", они осуждали позицию Соединенных Штатов и требовали денег, говоря, что им не на что осуществлять природозащитные меры. Их поддерживал Китай. Под зонтик общих интересов собрались еще десять государств, образовавших так называемую "умбрелльскую" группу (umbrella по-итальянски означает "зонтик"). В нее входили Австралия, Канада, Россия, Украина, Япония и другие, а поначалу и Соединенные Штаты. Эта группа добивалась для себя преимуществ по части выполнения критериев Киотского протокола, ввиду наличия у себя больших лесных массивов, считая это важным фактором понижения эмиссии СО-2.

Отдельным монолитным блоком старался держаться Европейский союз. Европейцы не собирались делать уступок Японии, но надеялись привлечь на свою сторону Россию и другие государства Восточной Европы, соблазняя их возможностью торговать резервами эмиссии, то есть частично записывать на себя выбросы вредных газов других стран и получать за это валюту. Председателю конференции Яну Пронку удалось уговорить делегатов на компромиссный вариант. Япония после долгих колебаний согласилась участвовать в процессе ратификации Киотского документа, не дожидаясь Соединенных Штатов. Аналогичное согласие дала Россия. После этого смягчили свою позицию страны ЕС. Учтены также интересы развивающихся стран. Они будут получать финансовую помощь из специальных фондов, куда богатые страны должны вносить добровольные взносы. Нарушителям условий Киотского протокола угрожают санкции и штрафы. Достигнутый компромисс дает возможность сдвинуть с мертвой точки процесс ратификации документа. Произойдет это, очевидно, только в следующем году.

Петр Вайль:

Невзирая на критику своих европейских партнеров и Японии США отказались участвовать в реализации Боннских договоренностей. О причинах этого решения рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов:

О том, что Соединенные Штаты не пойдут ни на какую договоренность в рамках Киотского протокола, участникам конференции в Бонне было известно еще до ее начала. В своей речи 11 июня президент Буш заявил, что протокол "страдает неустранимыми недостатками". Заместитель государственного секретаря США по глобальным вопросам Пола Добрянски, возглавлявшая американскую делегацию на боннской конференции, в своем выступлении сослалась на эту речь Буша. "Хотя мы не считаем Киотский протокол разумной государственной политикой для Соединенных Штатов, мы не намерены мешать другим осуществлять этот договор, коль скоро они не наносят ущерба законным интересам США", - сказала она. Пола Добрянски подчеркнула, что Соединенные Штаты останутся конструктивным и активным участником Рамочной конвенции ООН по изменению климата.

Строго говоря, Вашингтон никогда не отказывался от своих обязательств по Киотскому протоколу, потому что этот протокол пока не вступил в силу и не ратифицирован ни одной из развитых стран мира. Администрация Клинтона и не направляла протокол на ратификацию в Конгресс, поскольку республиканское большинство обеих палат сразу же после его подписания заявило, что документ неприемлем для Соединенных Штатов. Основная причина неприятия состоит в том, что в протоколе отказываются участвовать крупнейшие развивающиеся страны, такие, как Китай и Индия.

Соединенные Штаты, кроме того, не согласны с концепцией Европейского Союза. В Вашингтоне полагают, что европейцы в своих расчетах квот на выброс парниковых газов не учитывают "связь между воздухом и землей", то есть, не делают поправку на газопоглотители - такие, как лесные массивы, которых в Америке больше, чем в Европе. Во-вторых, методика Евросоюза учитывает эмиссию лишь трех парниковых газов, тогда как американская - шести. Именно по этой причине европейские предложения по сокращению выбросов выглядят более впечатляюще, чем американские.

США не спорят с тем, что они - главный источник эмиссии парниковых газов в атмосферу, однако, как отметила в Бонне Пола Добрянски, они и тратят на научные исследования в этой области больше какой бы то ни было другой страны мира - с 1990-го года на эти цели федеральное правительство израсходовало 18 миллиардов долларов. Эти средства используются, прежде всего, на налоговые льготы для предприятий, использующих чистые энергетические технологии, на разработку альтернативных видов топлива. 12 процентов всего бензина, производимого в США, содержит 10 процентов этанола - такая смесь может использоваться в обычных автомобильных двигателях без какой-либо их модификации. На производство этанола в настоящее время идет 7 процентов всего урожая кукурузы в США. Но кукуруза - относительно энергоемкая культура, и министерство энергетики финансирует разработку технологий получения этилового спирта из дикорастущего проса и сахарного тростника.

XS
SM
MD
LG