Ссылки для упрощенного доступа

В Германии опять обсуждают судьбу надписей на стенах Рейхстага


Евгений Бовкун, Бонн: Каждый год накануне годовщины окончания Второй мировой войны в Германии с новой силой вспыхивают споры о судьбе надписей на стенах Рейхстага, оставленных советскими солдатами в мае 1945-го года. До переезда правительства и парламента ФРГ в Берлин автографы победителей, отразившие широкую гамму солдатских эмоций после капитуляции гитлеровского рейха, никому не мешали. Они считались частью истории, как и поставленные позже памятники погибшим героям. Ни крепкие выражения русской речи на стенах Рейхстага, ни сталинские изречения на обелисках Трептов-парка не задерживали на себе особого внимания жителей города и его гостей. О них заходила речь главным образом в те дни, когда немцы задумывались, что и как они должны отмечать: военное поражение Германии или освобождение от национал-социализма. 8 мая ФРГ стала отмечать дату окончания Второй мировой войны.

Но когда Рейхстаг постоянно прописал у себя депутатов германского Бундестага, многие парламентарии стали требовать удалить со стен яркие образцы устного творчества советских солдат, тем более, что некоторые из народных избранников научились читать по-русски. В числе тех, кого не устраивает присутствие надписей, есть и христианские демократы, и социал-демократы. Аргументы их звучат примерно так: негоже терпеть на стенах государственного учреждения уличные надписи не слишком лестного для Германии содержания. Пожалуй, лишь фракция посткоммунистов из ПДС дружно выступает против того, чтобы эти своеобразные фрески были заштукатурены. В этом году дискуссия о надписях в Рейхстаге дополнительно обострилась из-за того, что Герхард Шредер назначил на 8 мая публичную встречу с писателем Мартином Вальзером, чтобы поговорить с ним о германской нации и патриотизме. Представители антифашистских организаций и еврейских общин сочли поступок канцлера бестактным по отношению к жертвам Холокоста, поскольку Вальзер считает, что тема Освенцима используется деятелями культуры ФРГ в целях инструментализации германского позора. Активисты этих организаций провели в Берлине демонстрацию протеста против публичного диалога Шредера и Вальзера. Некоторые консервативные парламентарии в свою очередь рассудили: Вальзер прав, надписи на стенах рейхстага тоже можно считать свидетельством германского позора.

В день окончания войны прошлое опять вторглось в политические дискуссии о проблемах современности.

XS
SM
MD
LG