Ссылки для упрощенного доступа

Перемены в отношении к беженцам из Чечни в Польше


Виктор Шаньков, Варшава:

Вслед за Германией начало изменяться отношение к беженцам из Чечни и в Польше. Власти страны стремятся не испортить отношения с Россией, имеющей большое положительное сальдо в торговле с Польшей и поставляющей ей возрастающее количество энергоресурсов. До принудительной экстрадиции, как в Германии, дело, правда, еще не доходит, но если до визита премьер-министра Польши Лешека Миллера в Москву отказ в предоставлении статуса беженца был для чеченцев редкостью, то теперь дело поставлено на поток. За неполные 4 месяца Департамент по делам беженцев выдал отказов больше, чем за 2 предыдущих года вместе взятые. "Негативы" получили без малого 150 чеченских беженцев. Среди ряда причин, объясняющих отказ в предоставлении статуса, встречаются, например, такие: "Цвет ваших глаз, а также кожи лица и волос, не позволяет поверить в то, что вы являетесь представителем чеченской национальности". Не редки в отказах и прямые ссылки на высказывания по этому поводу российского президента Владимира Путина, дескать, никакая опасность чеченцам в России не угрожает, ведь даже в Москве беспроблемно проживает почти 300-тысячная чеченская диаспора.

Вообще, первый "негатив" на просьбу о предоставлении статуса ничего в жизни беженца н меняет. Государственной поддержки он лишается только после второго отказа. Именно в такой ситуации оказалась семья Гелаевых. Из Департамента по делам беженцев им пришло извещение, что 1 апреля они должны покинуть лагерь, а это значит, что Муса Гелаев, его жена и пятеро их детей, младшему из которых недавно исполнилось только полгода, попросту выбрасывается на улицу без всяких средств к существованию. Даже депутат польского Сейма Мариуш Каминский, который вот уже два месяца персонально занимается делом семьи Гелаевых, пытаясь им помочь, оказался бессилен. Польское законодательство предусматривает в таких случаях еще одну возможность попытать счастья. Надо только подать апелляцию на решение департамента в суд. Но дело в том, что рассмотрение таких дел затягивается на полгода и более, и все это время беженцы не получают никакой финансовой помощи, а согласно польскому закону до полного решения вопроса они еще и не имеют права работать - и живи, как хочешь.

Сегодня в Польше ожидают признания статуса беженца более тысячи жителей Чечни. Сколько из них покажутся польским чиновникам похожими на представителей чеченского народа - неизвестно, поэтому настроения среди беженцев тревожные. Некоторые из них мрачно шутят, что приказ экс-министра внутренних дел генерал-полковника Рушайло за номером 541 через два с половиной года стал обязательным для исполнения и в Польше. Первый пункт этого приказа, вышедшего под грифом "для внутреннего пользования", предписывает: "Создать жесткие условия для жизни и деятельности лиц чеченской национальности".

XS
SM
MD
LG