Ссылки для упрощенного доступа

Споры вокруг архивов "Штази" в Германии


Евгений Бовкун, Бонн:

Спор о правомочности предания широкой гласности секретной информации о политиках, незаконно добытой в свое время агентами спецслужбы ГДР - "Штази", приобрел в Германии новую остроту. Разногласия между консерваторами и социал-демократами обернулись внутрипартийными противоречиями в самой СДПГ. Министр внутренних дел ФРГ Отто Шили категорически отвергает требование некоторых лидеров фракции СДПГ передать в печать протоколы "Штази" подслушанных телефонных разговоров Гельмута Коля...

Сколько судеб искалечили отравленные архивы "Штази"! Добротно состряпанные фальшивки, рассчитанные на длительный срок хранения, от времени не прогоркли. Стоило услужливой руке вытащить на свет отравленный листок и сунуть его в пасть прожорливой прессе, как начинали рушиться карьеры и семьи. Политические скандалы с фатальными последствиями Штази создавала вокруг имен Штрауса, Брандта и других видных политиков ФРГ. После объединения Германии жертвами секретных досье стали многие восточногерманские политики, начиная с лидера ПДС Грегора Гизи. Потом очередь дошла до современных политических деятелей западных земель. Первой жертвой законсервированной дезинформации оказался Гельмут Коль. И он первым воспротивился установившейся негласной практике передачи в прессу личных досье из архивов "Штази" без согласия лиц, на которых они были заведены. Бывший канцлер обратился в суд. Он требует запретить берлинскому "Ведомству Гаука" предавать широкой гласности протоколы подслушанных телефонных разговоров видных политиков ХДС, в первую очередь его собственных. Новая руководительница Ведомства Гаука - Мариана Биртлер от партии "зеленых" резко воспротивилась такому ограничению, ссылаясь на принятый девять лет назад закон. "Он обязывает изучать и разоблачать деятельность "Штази", а для этого нужны примеры и детали".

Однако, за Коля неожиданно вступился министр внутренних дел, социал-демократ Отто Шили. Он оправдывает позицию Коля не с политической, а с юридической точки зрения. Охрана личных данных так же, как и неприкосновенность жилища, закреплена в Конституции и абсолютно приоритетна относительно свободного доступа к информации, считает министр. Позиция Шили расколола на два лагеря фракцию СДПГ, заседавшую вчера в Бонне. Большинство лидеров СДПГ поддерживает Марианну Биртлер. Спор, очевидно, решит только суд.

XS
SM
MD
LG