Ссылки для упрощенного доступа

Американская пресса и экстремальная ситуация


Ведущий программы "Темы дня" Андрей Шарый:

Способна ли американская пресса в условиях чрезвычайных обстоятельств, при беспрецедентном ограничении ее доступа к официальным источникам информации создать объективную картину антитеррористической кампании? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин беседует с вице-президентом американской правозащитной организации "Freedom House" Арчем Паддингтоном.

Юрий Жигалкин:

Буквально в первых заявлениях после терактов в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании представители администрации однозначно заявили, что они будут держать в секрете любую информацию о ходе расследования, которая может сослужить службу подозреваемым и потенциальным террористам, министр обороны Рамсфелд и президент Буш отказываются отвечать на почти все конкретные вопросы об операции возмездия и планах правительства. Можно ли в такой ситуации говорить о том, что пресса способна предоставить американцам достаточно информации для того, чтобы они могли составить объективное мнение о происходящем?

Арч Паддингтон:

У нас, без всякого сомнения, достаточно информации, чтобы быть вполне уверенными в том, что в Афганистане мы пытаемся уничтожить тех, кто имел отношение к взрывам во Всемирном торговом центре и другим терактам против американских объектов. Несомненность такого вывода подтверждается многочисленными данными из самых разных источников. В том, что касается ограничений на оперативную информацию о расследовании терактов и военной операции в Афганистане, то это естественная мера, к которой прибегает любое правительство во время вооруженных конфликтов для того, чтобы обеспечить успех военных операций. Ясно и то, что сегодня нам доступно гораздо больше информации, чем во времена, скажем, вьетнамской войны и даже войны в Персидском заливе - благодаря глобальным системам коммуникации, Интернету. Тем не менее, если с течением времени станет ясно, что конфликт превращается в затяжную войну, то тогда на средствах информации будет лежать обязанность критического анализа происходящего, у нее будет моральное право потребовать от правительства полнейшей информации.

Юрий Жигалкин:

В последние дни американская пресса в мельчайших подробностях доносит до американцев заявления Осамы Бин Ладена и его окружения, заявления, полные апокалипсических предсказаний, угроз, тем самым, предоставляя ему пропагандистский инструмент редкой силы. Насколько, по-вашему, оправдан такой интерес масс-медиа к человеку, который, как признают все, представляет ограниченное число радикальных фанатиков? Не одерживает ли Бин Ладен дорогой для него пропагандистской победы?

Арч Паддингтон:

Никто не может в Америке наложить запрет на обнародование взглядов Бин Ладена в силу того, что у нас свободная пресса. В такой экстремальной ситуации, я думаю, роль журналистов заключается в том, чтобы подать эту информацию по возможности в наиболее широком контексте. С тем, чтобы было однозначно ясно, кто такой Бин Ладен, какие за ним стоят силы, кого в исламском мире он представляет. В таком историческом и политическом контексте феномен "Аль Каиды" и Бин Ладена не будет выглядеть, я думаю, столь пугающим, как они пытаются себя представить. Если говорить о пропагандистской победе, то вряд ли он может одержать ее в Америке. На мой взгляд, откровения Бин Ладена лишь утвердят в американцах решимость избавиться от него. Если они добавят ему сторонников в мусульманском мире - то с этим мы ничего не можем поделать.

XS
SM
MD
LG