Ссылки для упрощенного доступа

Возможные последствия решения США о введении импортных пошлин на сталь


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, в Бонне - Евгений Бовкун, и в Москве - Иван Трефилов.

Андрей Шарый:

Президент США Джордж Буш объявил о крупнейшей за последние 20 лет акции федерального правительства в области защиты американского производителя от дешевого иностранного импорта. Президент принял решение о введении импортных пошлин на ввозимую в США сталь, которые поднимут на некоторые сорта иностранной стали - до 30 процентов. Этот шаг Белого Дома может серьезно отразиться на судьбе европейских и азиатских сталелитейных предприятий. В то же время, как считают в США, Россия может понести гораздо меньшие потери. Рассказывает наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Решение предохранить отечественного производителя стали от иностранной конкуренции выглядит одним из самых необычных и противоречивых решений Белого Дома, по крайней мере, с конца 80-х годов. Именно тогда Джордж Буш-старший начал переговоры об утверждении Североамериканской зоны свободной торговли, и в США твердо возобладало мнение о том, что недерформированная торговыми барьерами конкуренция, по большому счету, выгодна Америке.

Объявляя о введении налога на ввозимую из Европы, Азии и Латинской Америки сталь, Белый Дом приводит рыночные соображения как основной повод для этого шага. Как сказал торговый представитель США Роберт Зелиг, нечестная конкуренция нанесла удар по американской сталелитейной промышленности, ей требуется передышка, и эта пауза поможет ей вновь стать на ноги. Что имеется в виду? То, что иностранные производители выбрасывают на американский рынок сталь по демпинговым ценам, зачастую ниже ее себестоимости, чтобы любой ценой закрепиться на рынке крупнейшего в мире потребителя стали. В самом деле, президент Буш избрал достаточно тонкий инструмент для вторжения в рыночную практику. Вводимые им тарифы дифференцированы - от 8 до 30 процентов, в зависимости от типа стали. Это гораздо меньше единого 40-процентного тарифа, на котором настаивали лидеры демократов в Конгрессе.

Наивысший налог на импорт будет действовать лишь в течение года. Его действие не затронет Канаду и Мексику партнеров США по свободной зоне, а также около 80 процентов развивающихся стран. Интересно, что в директиве президента содержится особый пункт, оставляющий на прежнем уровне - около 5,5 миллионов тонн - необлагаемый тарифами импорт так называемых стальных слявов, а это одна из основных статей экспорта России.

Это решение президента уже породило критику не только в Европе, что понятно, но и в самих США. Представители торговых объединений предупреждают, что цены на сталь и продукты из нее, включая автомобили, могут подскочить на 10 процентов, что автомобильные концерны будут смещать производство за рубеж, поближе к дешевой стали, что американскому потребителю, в конце концов, придется расплачиваться за доброту по отношению к неразворотливым отечественным сталелитейным гигантом. Как можно объяснить это не слишком популярное решение Белого Дома? Вопрос экономисту, профессору Маршаллу Голдману.

Маршалл Голдман:

Вашингтон предоставляет преимущества американской индустрии. Отчасти потому, что она все еще велика и это решение будет популярно в нескольких индустриальных штатах. А отчасти - потому что в действительности значительный сектор американской сталелитейной индустрии неконкурентоспособен, и ей дается шанс что-то предпринять, тем более что даже правила ВТО позволяют ее членам вводит подобные тарифы на три года. Смогут ли американские представители воспользоваться этой паузой в соревновании - на этот вопрос трудно ответить.

Юрий Жигалкин:

Профессор Голдман, многие считают, что Москва намерена использовать угрозу подрыва американского куриного экспорта в Россию в борьбе за свою сталелитейную промышленность и ее право на экспорт в США. Как вы считаете, насколько действенна такая угроза?

Маршалл Голдман:

Я думаю, что они имеют право на это, и даже должны это сделать. Другие страны, ЕС, угрожают своими ответными акциями, это, в общем, нормальный рыночный процесс. Поднимая торговые тарифы в надежде предохранить свою промышленность, любая страна сильно рискует. В 30-х годах американские тарифы стали поводом для международной торговой войны, которая в свою очередь стала одной из причин депрессии. Такие ограничения особенно опасны в экономически-тяжелые времена, когда экспорт остается жизненно важной статьей доходов для многих стран. Так что, подобное выяснение отношений между странами - вещь естественная, хотя и болезненная.

Андрей Шарый:

Политики и промышленники ФРГ ответили острой критикой на инициативу президента Соединенных Штатов Джорджа Буша ввести ограничения на импорт некоторых видов стали. Германские газеты объясняют это решение главным образом упущениями американского правительства, не сумевшего провести своевременно структурную реформу своей промышленности. Рассказывает наш корреспондент в Бонне Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун:

Стальные концерны ФРГ не смогут смириться с решением президента Соединенных Штатов Джорджа Буша ввести пошлины на импорт некоторых видов стали. Руководители отраслевого объединения производителей стали опасаются, что этот шаг может привести к серьезным перекосам в мировой торговле и создаст обстановку полной анархии на европейском рынке. Экспортерам стали в странах Азии и Восточной Европы, включая Россию, придется почти полностью переориентироваться на государства Европейского Союза. И в первую очередь от этого пострадает рынок ФРГ, куда мощным потоком хлынет со всех сторон дешевая сталь. Конкуренция обострится и примет характер жесточайших схваток. Германии тоже придется прибегнуть к ограничению импорта, предупреждает эксперт Стального объединения Герберт Пфайфер. С другой стороны, пострадают германские сталевары. По данным президента Стального объединения Дитера Амелинга, германские предприятия в прошлом году поставили в Соединенные Штаты более полутора миллиона тонн стали. Введение пошлин сократит эту цифру чуть ли не на восемьдесят процентов.

Боссы стальной промышленности ожидают, что федеральное правительство и Европейская комиссия немедленно обратятся с жалобой во Всемирную организацию торговли. Министр экономики ФРГ Вернер Мюллер, достаточно жестко осудивший действия вашингтонской администрации, обещал непременно задействовать рычаги ВТО, используя их для нажима на американских партнеров. Германская сталелитейная промышленность несколько лет назад провела сложную и дорогостоящую структурную реформу, в результате которой пришлось сократить тысячи рабочих мест, поскольку эта реформа не была подстрахована внешнеэкономическими защитными мерами, напомнил министр. И федеральному правительству трудно понять, почему теперь американские промышленники пытаются решить свои проблемы за счет германской экономики. Общеизвестно, подчеркивают другие политики ФРГ, что проблемы у американской стальной промышленности возникли не из-за импорта, а в результате того, что десятилетиями накапливались упущения в структурной перестройке. В этой связи германские руководители считают неоправданными столь грубые меры по защите внутреннего рынка, к которым прибегли американские власти. Решение президента Буша отрицательно скажется на развитии торговых отношений между ЕС и Соединенными Штатами, полагают в Берлине. Видные германские экономисты напоминают: в последние годы Соединенные Штаты сократили импорт стали, хотя эксперты ВТО советовали его увеличить в интересах самой американской обрабатывающей промышленности. Президент Стального объединения Германии Амелинг упрекает американское правительство в том, что оно не прислушалось к рекомендациям ВТО попытаться финансировать оздоровление своей стальной индустрии путем введения специального двухпроцентного налога на все виды стальной продукции. Вместо этого из старого сундука вытащили задвижку протекционизма, говорит Амелинг. В ближайшие дни Германия проведет консультации на эту тему с партнерами по Европейскому Союзу.

Андрей Шарый:

Россия может принять встречные меры в ответ на ограничение поставок российской стали в США. В то же время официальные лица в Москве не считают, что действия американской администрации приведут к началу торговой войны между двумя странами. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов:

В Москве явно встревожены тем, что после введения импортных пошлин на стальную продукцию американский рынок для российских металлургов окажется практически закрыт. Премьер Михаил Касьянов уже заявил, что подобные ограничения носят несправедливый характер и, безусловно, окажут негативное влияние на экспортеров стали. Касьянов говорит, что, по предварительным расчетам, ущерб для России составит 400 миллионов долларов в годовом исчислении. Впрочем, российские металлурги называют такую оценку заниженной. Они утверждают, что ежегодные прямые потери страны от закрытия американского рынка металлопродукции приблизятся к полутора миллиардам долларов.

Между тем, российский премьер не считает, что решение Вашингтона о введении пошлин следует рассматривать как шаг к торговой войне. Однако, судя по всему, дело идет именно к этому. С 15 марта Россия вводит запрет на поставку в страну американского куриного мяса. При этом официальные лица утверждают, что эти меры нельзя рассматривать как ответные действия на введение импортных пошлин на стальную продукцию. Министр сельского хозяйства, вице-премьер Алексей Гордеев объясняет их исключительно заботой о здоровье населения:

Алексей Гордеев:

Сегодня это чисто техническое решение ветеринарных врачей. Никак оно не связано с политикой. Никак оно не взаимоувязано с другими решениями, в частности, с тем, которое принято США в отношении увеличения импортных пошлин на сталь. Задача Министерства сельского хозяйства - обеспечить безопасность населения и сделать так, чтобы мы были уверены в том, что поступает качественная продукция из западных стран. У нас такой уверенности в отношении мяса птицы нет. Мы имеем целый ряд фактов грубых нарушений норм ветеринарных, и в связи с этим ветеринарная служба России приняла решение, которое должно обеспечить безопасность нашего населения и наличие качественной продукции на рынках.

Иван Трефилов:

Однако в США к куриной проблеме отнеслись более чем серьезно. В Вашингтоне уже говорят о том, что если Москва не отменит своего решения, то она вряд ли может рассчитывать на отмену действующих в отношении России торговых ограничений. А это означает, что ускоренного вступления страны во Всемирную торговую организацию никак не получится. Несмотря на полученный ультиматум, российские официальные лица утверждают, что в отношении качества американских куриных окорочков будет проведено всестороннее расследование. Для этого, по всей видимости, ветеринарным службам двух стран придется провести не один раунд переговоров. Даже Алексей Гордеев пока не готов говорить, когда Россия сможет снять запрет на импорт американского куриного мяса. А для США, где около 40 процентов продукта поставляется на российский рынок, это более чем ощутимо. Согласно некоторым оценкам американской стороны, потери птицеводческой отрасли страны могут достичь ста миллионов долларов в месяц.
В связи с этим весьма призрачными остаются надежды российского правительства достичь компромисса с Вашингтоном по поставкам стали. Но все же, как говорит министр экономического развития Герман Греф, такая попытка будет сделана:

Герман Греф:

Я думаю, что мы продолжим консультации с США с тем, чтобы все-таки в отношении России наша двусторонняя договорно-правовая база была учтена. Мы не исключаем возможности в случае недостижения соглашения по урегулированию этого очень чувствительного для нас вопроса введения ответных защитных мер. Какие это будут меры и будут ли они вообще, пока еще говорить рано, но мы сейчас, после консультаций с США, окончательно определим нашу позицию.

Иван Трефилов:

Сейчас в России многие говорят о том, что правительство должно пойти на ответные меры. В частности, деловые круги считают бессмысленным дальнейшее участие страны в соглашениях с США по стали. Но и разрыв этих договоренностей ничего не даст. Как говорит один из видных экономических экспертов Александр Лившиц, адекватного ответа в сложившейся ситуации у России нет.
Впрочем, в российском правительстве сейчас ищут способы компенсации ущерба. В качестве основного варианта предлагается достижение договоренностей с Европейским Союзом об увеличении квот на поставки стальной продукции из России. Однако, после заявления стран Евросоюза о возможном повышении импортных пошлин на сталь в ответ на действия США и эти планы Москвы становятся трудновыполнимыми.

XS
SM
MD
LG