Ссылки для упрощенного доступа

Слушания в Конгрессе: почему Клинтон помиловал Рича? А также новости из США и рассказ о профилактике терроризма в вашингтонском метро


Программу "Liberty Live" из Вашингтона ведет Сергей Данилочкин:

В Конгрессе США в четверг открылись слушания, в ходе которых законодатели надеются пролить свет на обстоятельства и мотивы помилования миллиардера Марка Рича, которого американское правосудие обвиняет в уклонении от налогов, мошенничестве и нарушении антииранского нефтяного эмбарго. Рассказывает Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов:

Слагая президентские полномочия, Билл Клинтон удовлетворил 140 прошений о помиловании. Среди лиц, освобожденных от наказания, оказался Марк Рич - человек, за содействие аресту которого федеральные власти в свое время назначили награду в 750 тысяч долларов. Имя Марка Рича хорошо известно на товарно-сырьевых биржах всего мира, как и его местонахождение - он живет в Швейцарии близ Люцерна. Поселиться там его заставил мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. В 1983-м году Джулиани, будучи федеральным прокурором, предъявил Ричу обвинение в уклонении от налогов на рекордную в истории американского правосудия сумму - 48 миллионов долларов. В ходе предварительного расследования выяснилось, что Рич, возможно, виновен еще в целом ряде финансовых преступлений, а также в том, что его компания покупала нефть у Ирана в нарушение эмбарго, введенного США в 1979-м году в ответ на захват в заложники сотрудников американского посольства в Тегеране.

В момент предъявления обвинений Рич находился в Европе и счел за благо не возвращаться в Соединенные Штаты. Нью-йоркская прокуратура попыталась привлечь его к ответственности в порядке экстрадиции, ссылаясь на тот самый договор, на который сейчас ссылается Швейцария, добиваясь экстрадиции Павла Бородина. Однако, экстрадиция возможна лишь в том случае, если подозреваемому инкриминируются деяния, уголовно наказуемые в обеих странах. Уклонение от налогообложения в Швейцарии преступлением не считается, нарушение американского эмбарго - тем более. К тому же, Рич официально заявил, что отказывается от гражданства США.

Все 17 лет, миновавшие с тех пор, Марк Рич вел соответствующий своему благосостоянию образ жизни и продолжал заниматься коммерцией. Единственное, чего он не мог - это беспрепятственно передвигаться по миру, поскольку существует довольно много стран, власти которых не преминули бы арестовать его и выдать Соединенным Штатам. Эти страхи теперь позади. Марк Рич получил отпущение грехов в последние сутки пребывания у власти Билла Клинтона. Клинтон обсуждал дело Рича с его адвокатом Джеком Куинном в течение четырех часов и поставил свою подпись под помилованием в полночь с 19-е на 20-е января, то есть, за 12 часов до инаугурации Джорджа Буша.

Конституция предоставляет президенту Соединенных Штатов ничем не ограниченное право помилования - исключение составляют лишь дела, возбужденные в порядке импичмента. Однако, существует определенная бюрократическая процедура, которая в данном случае не была соблюдена. Джек Куинн в прошлом - юридический советник Белого Дома и по этой причине вхож в Овальный кабинет. Он не представил бумаги на помилование, как того требуют правила, на экспертизу в Министерство юстиции. Но самое главное - это то, что бывшая жена помилованного Дениза Рич, сочинительница текстов песен для звезд поп-музыки, в последние годы занялась сбором средств в пользу Демократической партии. Благодаря ее усилиям большое число взносов было сделано в избирательные фонды Билла и Хиллари Клинтонов. В общей сложности сумма средств, собранных Денизой Рич, превысила миллион долларов. Получили от нее Клинтоны и личный подарок.

Глава Комитета нижней палаты по правительственной реформе республиканец Дэн Бартон имел достаточно веские основания заподозрить нечистоплотную сделку. Президентское помилование нельзя отозвать или аннулировать. Прощение дается раз и навсегда. В этом смысле никакое расследование участи Рича изменить не может. Тем не менее, конгрессмен Бартон и члены его комитета желают знать все детали дела с тем, чтобы не допустить повторения прецедента, а возможно, и внести проект поправки к Конституции. Кроме того, к ответственности могут быть привлечены лица, оказавшие помилованному содействие. В первый день слушаний адвокат Джек Куинн заявил, что не раз обсуждал проблему Рича с заместителем министра юстиции, который сейчас исполняет обязанности министра, Эриком Холдером и получил от него устное одобрение, а после того, как акт о помиловании был подписан - поздравления. Эрик Холдер решительно опроверг эту информацию. По его словам, он не вникал в материалы дела и знаком с ним лишь мельком. Холдер утверждает, что в разговорах с ним Куинн действительно несколько раз затрагивал эту тему, однако, никакого одобрения Холдер не высказывал, ключевого разговора, на который ссылается Куинн, Холдер вообще не помнит, а что касается поздравлений, то это были поздравления с блестящей профессиональной работой, отнюдь не означающие, что Холдер приветствует сам факт помилования.

Приглашение на слушания было направлено и Денизе Рич. Она его отклонила, сообщив через своего адвоката, что желает воспользоваться Пятой поправкой к Конституции. Пятая поправка гласит: "Никто не должен принуждаться в уголовном деле быть свидетелем против самого себя.

Сергей Данилочкин:

В Соединенных Штатах активно обсуждается проблема терроризма. В Нью-Йорке проходит суд над участниками взрывов американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998-м году. Во время слушаний в Комитете по разведывательной деятельности Сената США вопросам международного и внутреннего терроризма было уделено немало внимания. Еще раз внимание американской общественности было привлечено к теме терроризма в связи с недавним взрывом в московском метро. Эту тему мы обсудили с капитаном Джеффри Хантером из подразделения транспортной полиции, работающего в вашингтонской подземке.

Сергей Данилочкин:

Случались ли в вашингтонском метро какие-либо террористические акты?

Джеффри Хантер:

У нас не было взрывов. Мы не обнаружили никаких взрывных устройств. Но мы проводили соответствующие операции. За последние годы количество сообщений о подозрительных предметах в метро возролсло процентов на двести. Мы реагируем на такие вызовы. Как полицейские, так и служащие метро прекрасно осведомлены о порядке действий в такого рода ситуациях.

Сергей Данилочкин:

Какова основная задача американских правоохранительных органов и структур безопасности в борьбе с терроризмом на транспорте, в частности, в вашингтонском метро?

Джеффри Хантер:

Одна из основных задач, стоящих перед правоохранительными органами в Соединенных Штатах - сбор информации и обмен ею между различными структурами. Первостепенную роль в борьбе с терроризмом играет Федеральное Бюро Расследований, которое направляет в местные отделения полиции необходимые им сведения. В Вашингтоне, к счастью, пока не произошло никаких серьезных террористических актов, но возможность нападений международных или внутренних террористов здесь очень высока... Прежде всего, мы стараемся предотвратить такие инциденты. Это легко сказать, но трудно сделать.

Сергей Данилочкин:

Но нельзя же надеяться, что все действия террористов будут предотвращены до того, как угроза превратится в реальную опасную ситуацию?

Джеффри Хантер:

Мы приняли некоторые меры в этом отношении в вашингтонском метро. На станциях установлены специальные урны. Если поместить в них взрывные устройства, основная ударная волна будет направлена вверх, а не в стороны. Это может сохранить жизни пассажиров. Если злоумышленник знает о специальном устройстве мусорных баков, он может оставить взрывное устройство на перроне. Тогда, к счастью, его можно будет увидеть. Но для этого необходима основательная подготовка персонала. В метро работают около 9 тысяч человек, и среди них всего лишь 3 с небольшим сотни полицейских. Так что каждый сотрудник метро следит за случайно оставленными предметами, и если такие обнаруживаются - сообщает в транспортную полицию. А наши специалисты определяют степень опасности такого предмета. Если мы обнаруживаем предмет, который сочтем опасным, соответствующая станция метро закрывается, вызываются эксперты по осмотру помещений и местные команды взрывотехников.

Сергей Данилочкин:

Кто участвует в операциях по обезвреживанию опасных предметов в вашингтонском метро?

Джеффри Хантер:

К операции привлекаются наличные ресурсы. Сначала мы обращаемся к местным правоохранительным органам, в структуре которых имеются подразделения саперов. Мы привлекали к раду операций военных специалистов...Все наши сотрудники - как недавно принятые, так и опытные - проходят подготовку к действиям в опасных ситуациях, таких, как взрывы или применение оружия массового поражения. Действия в таких случаях значительно отличаются от работы на месте уголовного преступления и требуют основательной специальной подготовки. Перед началом каких-либо действий необходимо провести наблюдение и анализ ситуации. Наши люди понимают динамику взрыва, особенно, в условиях метрополитена. Поэтому, в первую очередь, они стараются предотвратить взрыв, обнаружить подозрительные предметы, оставленные в метро. С этой целью пассажиры предупреждаются о возможности подобных ситуаций и необходимости сообщать о них служащим.

Сергей Данилочкин:

Разработаны ли какие-то процедуры на случай, если теракт или другая опасная ситуация в метро все же произошла?

Джеффри Хантер:

Если взрыв все же произошел, у нас разработана стандартная инструкция, которой необходимо следовать. Я уверен, что подобный же план действий существует и в Москве. Мы закрываем зону теракта, стараясь избежать ухудшения обстановки, проводим осмотры на всех станциях метро, а также вызываем представителей ФБР, на которых возложена основная ответственность по борьбе с терроризмом, и других ведомств. Создается оперативный штаб, руководящий взаимодействием всех служб, участвующих в ликвидации последствий и расследовании инцидента. Вся эта система действий направлена на правильное реагирование на опасные ситуации. К сожалению, террористические акты происходят - и не только в Москве, но и повсюду в мире. 40 процентов терактов в последнее время происходят на транспорте.

Сергей Данилочкин:

Как вы оцениваете работу московских структур безопасности в связи с терактами на транспорте и, в частности, в метро? Поддерживаете ли вы контакты с российскими коллегами?

Джеффри Хантер:

Мы уже связывались с правоохранительными органами, работающими в московском метрополитене. Их представители посетили нас несколько лет назад, и мы обменивались с ними информацией. В принципе, мы знаем наших коллег из московской милиции по именам. Насколько я могу судить по имеющейся у меня информации о недавнем взрыве в московском метро, коллеги действовали там очень грамотно.

Новости из США.

Владимир Абаринов:

Секретная служба Соединенных Штатов продолжает расследование инцидента у Белого Дома, в ходе которого ее сотрудниками был ранен и взят под стражу вооруженный человек. Как установило следствие, госпитализированный Роберт Пикетт, 47 лет, страдал психическим расстройством и неоднократно пытался совершить самоубийство. Почти 15 лет назад Пикетт, специалист по налогообложению, был уволен из Службы внутренних доходов США и с тех пор вел с этим ведомством бесплодную судебную тяжбу. В последний раз федеральный суд отклонил его иск на прошлой неделе. 2 февраля он отправил в Службу внутренних доходов письмо, в котором называет себя "жертвой правительственной коррупции" и говорит, что предпочитает покончить с жизнью, чем и дальше терпеть гонения. Обвинение Пикетту еще не предъявлено. Ему может быть инкриминировано либо нарушение законодательства об обращении с огнестрельным оружием, либо, что гораздо серьезнее, покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Полиция города Кливленд, штат Огайо, расследует обстоятельства пропажи 500 тысяч долларов при перевозке в инкассаторской машине. Деньги были упакованы в три пластиковых мешка по 15 с половиной килограммов каждый и вывалились из бронированного грузовика среди бела дня на оживленной улице через неплотно закрытую дверь, после чего бесследно исчезли. Полиция отказывается сообщить, была ли упаковка прозрачной и в настоящее время опрашивает возможных свидетелей и просматривает видеозаписи камер, установленных в близлежащих магазинах.

В пригороде Монпелье, штат Вермонт, на 95-м году жизни скончалась Энн Морроу Линдберг, вдова прославленного американского пилота Чарльза Линдберга. Энн Морроу познакомилась со своим будущим мужем в 1927-м году, вскоре после того, как он совершил свой перелет через Атлантику. Первое же свидание прошло в кабине аэроплана. В трансконтинентальном перелете 1930-го года, когда был установлен рекорд скорости, Энн Морроу исполняла обязанности радиста и штурмана, будучи на седьмом месяце беременности. Самолет Линдбергов покрыл тогда расстояние от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 14 часов 15 минут. Она стала первой американкой, получившей лицензию на управление планером, и летала с мужем в качестве второго пилота в Европу, Россию, Африку и Южную Америку. В промежутках между полетами Энн Морроу вырастила пятерых детей и написала 13 книг воспоминаний, стихов, прозы и эссе. В 1934-м году она была удостоена золотой медали Национального географического общества. Чарльз Линдберг умер в 1974-м году в возрасте 72 лет.

XS
SM
MD
LG