Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация вокруг "ТВ-6" и планы Бориса Березовского


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева и живущий в Лондоне российский предприниматель Борис Березовский - с ним беседовал Михаил Соколов.

Петр Вайль:

В московской студии Радио Свобода наш телевизионный обозреватель Анна Качкаева. У меня вопрос по теме, которая волнует всех, кто смотрит телевизор, а значит, подавляющее большинство наших слушателей и вообще людей, живущих в России. Там как-то все не успокаивается. Вот появились сообщения, что новое назначение получил Павел Корчагин, который был "правой рукой" Евгения Киселева на "ТВ-6", теперь он "правая рука" Олега Добродеева на "РТР". И второе сообщение - что из концерна "Медиа-Социум", который стоит за группой журналистов, возглавляемой Евгением Киселевым, вышел известный предприниматель Каха Бендукидзе. Что это все значит? Просто какая-то чехарда или это события, имеющие значение?

Анна Качкаева:

Действительно, Петр, не успокаивается. Чехарда эта еще какое-то время, наверное, будет продолжаться. Потому что вот вся конструкцию, которая победила на конкурсе 26 марта, "Медиа-Социум", бывший шестой канал, или бывшую команду Евгения Киселева, которая организовалась в это странное некоммерческое партнерство, наверное, еще будет потряхивать, потому что очень разные взгляды у бизнесменов и журналистов на то, в каком направлении должен развиваться, а главным образом -финансироваться, их новый канал. И вот, насколько я знаю, ов вторник вечером будет очередное заседание по поводу доработки бизнес-плана, который был возвращен на прошлой неделе и который, в том числе, кстати, не устроил Каху Бендукидзе. Поэтому в среду могут быть опять очередные неожиданности. Например, генеральный директор, который был назначен, Александр Левин, может,например, быть неудовлетворен тем, как консорциум олигархов собирается финансировать новое телевидение или еще что-то может произойти, или новый генеральный директор "Медиа-Социума" Олег Киселев не очень будет согласен с журналистами по каким-то вопросам. То есть, на самом деле, в этом процессе будет много... Не говоря уже о том, что поскольку создана ликвидационная комиссия будут еще проблемы с господином Березовским, который собирается судиться, и на самом деле Министерство печати еще должно ответить ликвидационной комиссии, насколько законно оно выдало временное разрешение "НТВ плюс" и временно приостановила лицензию шестого канала, то есть, этот процесс еще в течение месяца-двух будет точно совершено продолжаться.

Петр Вайль:

Вот здесь мы говорим о профессионале, он известный продюсер, один из самых авторитетных в телевизионном мире, он был в одной компании, теперь в другой, это более-менее привычное дело. Но вот уход Кахи Бендукидзе, может быть, это в какой-то мере симптоматично, потому что этот человек известен своим здравым смыслом и хорошим деловым чутьем. По некоторым данным, пресса сообщает, что вроде бы хочет уйти еще один человек из "Медиа-Социума" - Дмитрий Зимин, оставим это на совести сообщивших об этом журналистов, может, это произойдет, может, нет, но Каха Бендукидзе уходит. Не стоит ли за этим то, что может он не согласен с тем, как будет выглядеть новый телеканал, и так ли уж он будет независим от государства?

Анна Качкаева:

Я думаю, что господина Бендукидзе, прежде всего, интересует непонятность схемы финансовой, на сколько, как он будет финансироваться. Он не очень понимает, как я понимаю, соглашался-то он на другую структуру и рассчитывал, что именно бизнес будет финансировать журналистов, а вот как раз на господина Примакова с Вольским не рассчитывал. И это было одной из важнейших причин, я думаю, которые подвигли его все-таки покинуть этот состав "Медиа-Социума". Кстати и с Корчагиным, в общем, на мой взгляд, ситуация не самая простая. Надо заметить, что Павел Корчагин вернулся на государственный канал спустя 10 лет работы в негосударственном, частном бизнесе - это тоже некий симптом.

Петр Вайль:

То есть, все-таки речь идет в случае с Бендукидзе о сомнениях в том, что канал может быть независимым? Вообще, вот эта тема независимости телевидения, она же постоянно фигурирует и остается ведущей, да?

Анна Качкаева:

Она остается ведущей, но поскольку господин Бендукидзе ничего публично не комментирует, это все могут быть наши догадки, но я знаю, что очень многие бизнесмены были не согласны с навязанной им схемой, Бендукидзе тоже не сразу согласился с тем, чтобы войти в этот "Медиа-Социум", и, наверное, это было важным обстоятельством, что телевидение не будет подконтрольно только бизнесу, а еще есть некие надсмотрщики над журналистами.

Петр Вайль:

Анна Качкаева если вы заметили, упомянула Бориса Березовского как лицо, крайне заинтересованное в том, что происходит на российском информационным рынке. Этот известный предприниматель, сопредседатель партии "Либеральная Россия" находится в вынужденной эмиграции в Лондоне, но не оставляет попыток вернуть возможность вещать на шестом канале. Березовский, как известно, владеет несколькими изданиями - "Независимой газетой", "Новыми Известиями", а также "Коммерсантом" - самым влиятельным своим изданием, за которым следит весьма пристально. С Борисом Березовским встречался обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:

Михаил Соколов:

Борис Абрамович, а вы надеетесь в какой-то степени все-таки попытаться вернуть вещание ТВ-6?

Борис Березовский:

Первое - с самого начала всех этих судебных процессов мы говорили, что мы будем до конца законными методами отстаивать наше понимание того, что "ТВ-6" закрыто незаконно, решение о ликвидации незаконно и прочее, и прочее. И мы, с этой стороны, выполняя решение суда, как законопослушные граждане, продолжаем проводить линию, тоже как законопослушные граждане - на продолжение процесса. Вот сегодня буквально все документы переданы в Европейский суд - по "ТВ-6". Одновременно мы подаем документы в кассационный суд, тоже идет подготовка этих документов. И есть третья сторона - это решение о назначении Черновалова председателем ликвидационной комиссии. По российскому законодательству это автоматически означает, что нам должны вернуть право вещания на этом канале. Другое дело, что закон попирается сплошь и рядом, но мне все равно важно получить официальный ответ власти - на основании чего после этого решения власть не позволяет трансляцию передач. Тем не менее, факт остается фактом. Мы сегодня являемся владельцами, законными владельцами "ТВ-6", нам сегодня обязаны предоставить право вещания, и до завершения процедуры ликвидации никто не имеет права вещание прерывать. Вот, исходя из этого, мы и действуем. Что мы будем делать, если власть будет что-либо предлагать? Мы, прежде всего, это уже происходило, и я вам говорил о предложениях, я уверен, что эти предложения инициированы властью - о продаже канала - мы не пошли на эти предложения...

Михаил Соколов:

А сейчас есть новые предложения?

Борис Березовский:

Я знаю только одно - то, что та группа финансистов, которая собралась для того, чтобы обеспечить работу "ТВ-6", ищет варианты разрешения этого конфликта, потому что конфликт налицо. Мы по-прежнему считаем себя собственниками, поэтому любые инвестиции в "ТВ-6" подвергаются дополнительным рискам. Их и так хватает в России, а так они подвергаются еще рискам быть оспоренными в судебном порядке, в том числе в Европейском суде. Поэтому я лично никаких предложений не получал, но я знаю, что были идеи обсуждения с сегодняшними собственниками, я имею в виду и себя и Бадри Патаркацишвили, о том, как разрешить этот конфликт. Но никаких конкретных предложений на сегодняшний день я не получал.

Михаил Соколов:

Предположим, все-таки вдруг открывается возможность 3-4-5 месяцев вести вещание. А что вы делаете - вы приглашаете снова Киселева с той же командой в виде "Медиа-Социума", или что-то еще?

Борис Березовский:

Постольку, поскольку я никогда не занимался технологией вещания и, более того, никогда не претендовал на то, что я умею правильно выстраивать телевидение, но есть человек, который претендовал на это и доказывал, что он умеет это делать. Его имя хорошо известно в России - Владимир Александрович Гусинский. И ни для кого ни секрет, что всей технологией управления "ТВ-6" занимался "Медиа-Мост", занималась команда Киселева, а управлялась эта команда Гусинским Владимиром Александровичем, управлялась, с моей точки зрения, чрезвычайно эффективно. Я с ним разговаривал, я с ним часто говорю по телефону, я с ним разговаривал уже после всех этих событий, совсем недавно, и Гусинский сказал, что в течение 10 дней он организует очень качественное вещание на "ТВ-6", если будет исполняться российский закон. У меня нет оснований ему не верить, поскольку у меня только положительный опыт работы с ним, как с технологом телевизионным

Михаил Соколов:

А вы в Евгении Киселеве не разочаровались после его решения принять от президента Примакова в цензоры?

Борис Березовский:

Понимаете, я никогда не очаровывался Евгением Киселевым, и поэтому у меня не было возможностей разочароваться. Я считаю, что все журналисты России сегодня находятся, я имею в виду журналистов, не тех, кто обслуживает, работает прислугой, а тех, кто хочет действительно объективно фотографировать состояние общества - я считаю, что все они находятся в тяжелейшем состоянии, и мне кажется, что никто все-таки столько не пережил, сколько пережили журналисты НТВ. Они подверглись жесточайшему испытанию, и я не хочу давать оценку, как они прошли это испытание. С моей стороны это было бы некорректно, поскольку я сам не был именно в этой шкуре.

Михаил Соколов:

К телепроекту "Эха Москвы", который будет возглавлять Андрей Норкин, вы какое-то отношение имеете, или это идет помимо вас?

Борис Березовский:

У нас с Гусинским есть общая компания, я являюсь там акционером, и большинство проектов, которые сегодня реализует Гусинский, реализуются этой компанией. Я не знаю, входило ли в планы Гусинского финансировать Норкина на "Эхо Москвы".

Михаил Соколов:

Вы довольны тем, как развиваются "Коммерсантъ", "Новые Известия", "Независимая газета"?

Борис Березовский:

Я абсолютно как бы искренне говорил, что я никогда не вмешивался в редакционную политику тех средств массовой информации, которые мне принадлежали, моя задача была назначать главного редактора. За исключением одного случая: я тоже никогда не скрывал - ОРТ. Я не считал возможным не вмешиваться ни в 1996-м году, ни в 1999-м году. Вмешивался тоже на уровне аргументов. Я высказывал свою точку зрения и требовал аргументы другие, и если они не выдвигались, я настаивал на своей позиции. Ни в "ТВ-6", ни в прежнее "ТВ-6", ни в обновленное "ТВ-6", ни в "Коммерсантъ", ни в "Независимую", ни в "Новые Известия" - я никогда не вмешивался в редакционную политику, я довольствовался тем, что я имею право назначать главного редактора и главного менеджера. Что касается моего удовлетворения или нет работой этих газет, то могу сказать, что больше всего меня расстраивает "Коммерсантъ", потому что мне кажется, что он немножко отстал от жизни. Мне кажется, что "Ведомости" эффективнее описывают деловую жизнь в России, чем это делает "Коммерсантъ". Другое дело, что, конечно, "Коммерсантъ" не занимает чисто ниши бизнеса. "Коммерсантъ" занимает еще и политическую нишу. Со многими оценками я не просто не согласен, а я считаю их некачественными. Именно в "Коммерсанте" всегда говорили - "мы репортеры". Так вот, я считаю, что это бывает часто некачественно

Михаил Соколов:

Оргвыводы сделали? Снимать главного редактора собираетесь?

Борис Березовский:

Я вообще и предыдущего, и Леня Милославский может вам подтвердить, что я не имел никакого отношения к решению об его уходе. Это была его инициатива, и я просто ее не смог остановить, так скажем. В этот раз тоже никаких абсолютно мер принимать не собираюсь, до тех пор, пока не пойму, что "Коммерсантъ" не может существовать независимо по бизнесу, постольку, поскольку "Коммерсантъ", созданный Владимиром Яковлевым, был создан еще как бизнес-структура. В данном случае я точно не хочу вкладывать дополнительные средства для того, чтобы использовать это, как, скажем, политический рычаг. Я считаю, что "Коммерсантъ" в целом, безусловно, стоит на первой линейке российских средств массовой информации, безусловно, "Коммерсантъ" является, с моей точки зрения, важнейшим элементом жизни сегодня политической России и важнейшим участником работы независимых от государства СМИ, но я считаю, что в некоторых своих составляющих "Коммерсантъ" стал отставать от жизни. Я считаю, что вот эти все хихоньки и хахоньки по поводу заголовков, которые было очень интересно читать еще 5 лет назад, и даже может 3 года тому назад, сегодня, как говорил тот же самый Леня Мирославский, я с ним согласен, сегодня выросло поколение, которое не читало "Москва-Петушки" и им "Слеза комсомолки" ни о чем нее говорит. Так вот, мне кажется, и здесь есть некоторая проблема. Правда, насколько мне известно, по крайней мере, из того бюджета, который я видел, следовало, что совсем через короткое время "Коммерсантъ" начнет выходить на 24 полосах, буквально вот во вторник, и я надеюсь, что вот эти многие проблемы, которые возникли в последнее время, в частности, конкуренция с "Ведомостями" на поле бизнеса российского, освещения событий в области бизнеса - могут быть компенсированы в новом формате газеты.

XS
SM
MD
LG