Ссылки для упрощенного доступа

Победа в конкурсе за право на вещание на шестом канале некоммерческого партнерства "Медиа-социум"


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют: телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева, член ликвидационной комиссии "МНВК" Игорь Шабдурасулов - с ним беседовала Любовь Чижова, и президент телевизионной компании "РЕН-ТВ" Ирэна Лесневская - с ней беседовал Михаил Саленков.

Андрей Шароградский:

Состоялось событие, которого в России очень ждали. Специальная комиссия под руководством министра печати Михаила Лесина определила, какое из средств массовой информации получит право вещать на шестом метровом канале. Как и ожидалось, в конкурсе победило довольно сложное по структуре некоммерческое партнерство "Медиа-социум", в которое вошло созданное Евгением Киселевым акционерное общество "Шестой канал". Сейчас в прямом эфире нашей студии - телеобозреватель Анна Качкаева. Анна, вы сегодня целый день провели в Министерстве печати, где проходил конкурс. Прежде всего, расскажите об атмосфере, которая царила в здании и вокруг него, когда там заседала комиссия.

Анна Качкаева:

Да уж, атмосфера была совсем не легкая, потому что с утра состоялся небольшой митинг, на котором отметился Жириновский, прямо перед зданием министерства. Количество камер, - я просто еще подобного события не помню за последние годы, - их было больше 50, сотни журналистов в коридорах. Четыре часа до обеда, четыре часа после обеда - прямые включения. В общем, про сегодняшний день вполне можно сказать, что это настоящий спектакль, и если бы это событие не было показано по телевидению, то его бы не было. Это такое виртуальное событие, которое мы все вместе, журналисты и телевизионщики, создали.

Андрей Шароградский:

Скажите, а это был хороший спектакль, не было ощущения формальности происходящего, ведь многие заранее предрекали победу "Медиа-социуму"?

Анна Качкаева:

Да, как и я. Впрочем, в воскресенье в разговоре с министром Лесиным, когда мы вели программу "Лицом к лицу", он сказал, что команда Киселева обречена на победу, и это действительно похоже на третье пришествие команды Киселева. Но, как ни странно, атмосфера в министерстве была конкурсной: сначала она была приподнято-нервозной, потом люди стали пугаться, потом уставать, потом, когда комиссия стала заседать уже больше часа, начали думать, что уже какая-то третья конструкция, а когда позвали на 50-й минуте юриста, то и вовсе подумали, что что-то произошло из рядя вон выходящее. Поэтому процедура как процедура была соблюдена, и в смысле человеческих взаимоотношений наблюдать за всем этим было любопытно, потому что целовались враги, конкурсанты, друг другу желали удачи, обменивались, я знаю, поэтическими цитатами на заседании конкурсной комиссии. Олигархи вспоминали о том, что они забыли, что такое сдавать экзамены, и вот теперь ощущают себя на экзамене научного коммунизма, или вот "для того, чтобы потратить свой миллион долларов, нужно здесь торчать и нервничать", - и так далее. Эта атмосфера была, конечно, конкурсной во многом.

Но сама ситуация, видимо, предрешала победителя. Хотя я знаю, я не могу назвать тех людей, которые голосовали, но я знаю, что победа далась нелегко, с разницей в два голоса - победило некоммерческое партнерство, вторым фаворитом была группа представленная Павлом Корчагиным, Андреем Норкиным и инвестиционным фондом "TPG Aurora"; у них была тоже очень крепкая и явная концепция. Даже в процессе обсуждения этого дня было понятно, что именно им комиссия отдает предпочтение, потому что и та, и другая команды были в зале заседаний по сорок минут. В случае и с той и с другой командой министр безмолвствовал, он не задавал вопросов, в отличие от всех остальных членов комиссии. И, насколько я понимаю, именно эти группы и вызвали бурные дискуссии среди членов комиссии. И потом, когда господин Познер вышел из зала, я спросила, чем обусловлен его выбор. Он, в частности, сказал, что только эти две команды дали представление о том, как работать с региональной сетью - не надо забывать, что не только московская лицензия разыгрывается, но еще и 22 города к ней, хотя там сейчас придется восстанавливать многие вещи. И он с сожалением сказал, что в целом во всех 13 концепциях свежих мыслей было не много. И когда я его уже спросила, довольны ли вы итогом, он сказал, что хорошего итога не было, и чувства, что все правильно, тоже нет. И члены комиссии вышли именно с таким ощущением, а представители, например, инвестиционного фонда "Лукойл-Гарант", которые тоже шли с одной из телевизионных команд на этот конкурс, предупредили, что обиженных, как минимум 12, и Министерство печати наверняка может получить судебные иски.

Андрей Шароградский:

А вообще, как реагировали проигравшие и, разумеется, победители?

Анна Качкаева:

Победители? Не могу сказать, что они были восторженными, когда им объявили об этой победе. Мы услышали, потому что пригласили всех участников конкурса без прессы в зал - мы услышали жиденькие аплодисменты из-за стены. Это означает, что аплодировали себе сами выигравшие, а остальные явно их не поддерживали. Поэтому они вышли довольно спокойно, но и проигравшие вышли достойно, сохранив лицо, и, надо сказать, поздравляя своих коллег.

Андрей Шароградский:

Напомню, сразу после того, как стали известны результаты конкурса, наш корреспондент Любовь Чижова связалась с Игорем Шабдурасуловым, который сейчас входит в ликвидационную комиссию "МНВК", вещавшей на шестом канале до 22 января. И он накануне заявил, что победитель конкурса сможет начать вещание не раньше сентября. Вот как он прокомментировал итоги конкурса:

Игорь Шабдурасулов:

Меня удовлетворяет решение конкурсной комиссии только по одной причине: выигравший конгломерат под названием "Медиа-социум" - это те, с кем мы вели предварительные разговоры о возможности конструктивного сотрудничества в рамках двух процедур. Имея в виду так еще и не начавшуюся процедуру ликвидации "МНВК- ТВ-6" - это первое, и второе - в рамках продолжающейся линии на оспаривание принятых судебных решений мои собеседники из этого "социума" согласились, что если судебные решения будут пересмотрены, то они не воспринимают это как нарушение договоренностей или чего бы то ни было и, в общем, принципиально разделяют нашу позицию с точки зрения оспаривания судебных решений, поскольку мы их считаем ошибочными.

Любовь Чижова:

Вы остаетесь при мнении, что вещать выигравшая компания сможет только с осени, с сентября?

Игорь Шабдурасулов:

Я не могу высказывать более подробные вещи, так как предполагаю, но возможность начала вещания зависит от очень многих факторов. Во-первых, от готовности самого коллектива и команды выходить в эфир с программными продуктами. Во-вторых, от наличия технической и технологической базы для такого рода вещания. Если рассматривать таковой базой то имущество и те активы, которые существуют у "МНВК-ТВ6", то эта возможность сугубо отодвигается и затягивается на очень длительный срок именно по вышеуказанным причинам, то есть, до сих пор ликвидационная комиссия не приступила формально к работе. И проволочки здесь связаны не с нами, а с нашим миноритарным акционером в первую очередь, с "Лукойл-Гарантом", Пока ничего не изменилось, вот почему я сказал, что эта процедура очень долгая. Если выигравший эту частоту коллектив будет формировать собственную технологическую базу, закупать все, организовывать, то на это требуется не только очень много денег, но и очень много времени, поэтому я и сомневаюсь, что начало вещания может быть ранее позднего лета - начала осени, и так далее. Но не могу ничего предполагать - я не являюсь участником коллектива "Медиа-социум".

Любовь Чижова:

Как телезритель вы довольны тем, что выиграла эта компания?

Игорь Шабдурасулов:

Я скажу так: если посмотреть на всех тех претендентов, кто заявил на участие в конкурс и в нем участвовал, то эта компания представляется одной из наиболее приемлемых.

Андрей Шароградский:

Еще один комментарий. Наш корреспондент Михаил Саленков связался по телефону с президентом телевизионной компании "РЕН-ТВ" Ирэной Лесневской:

Ирэна Лесневская:

Лесин вышел и сказал, что голосовали единогласно. Сегодня, в день театра, такой спектакль многомесячный закончился предсказуемо. Рада за Примакова, и еще немножко за Чубайса.

Михаил Саленков:

Как вы думаете, серьезно ли изменится после конкурса, после этого решения, ситуация на российском медиа-рынке?

Ирэна Лесневская:

Да никак она не изменится.

Михаил Саленков:

Что бы вы лично предпочли смотреть на шестой кнопке?

Ирэна Лесневская:

Канал "РЕН-ТВ" я хотела бы видеть на шестой кнопке. Мы жизнью доказали, что мы это умеем делать не хуже других. Просто в эту странную игру не полезли. Знаете, я так не привыкла играть в чужие игры, непонятные, довольно грязные, поэтому мы не пошли на конкурс.

Михаил Саленков:

Как вы думаете, команда Евгения Киселева вновь сможет с нуля создать профессиональный и конкурентоспособный телеканал?

Ирэна Лесневская:

Если у них будут деньги - конечно, только им эти деньги будут давать очень дозировано, проверяя. Вряд ли они смогут жить в наручниках так, как они тратили деньги, не считая их, все эти годы. Может быть, бизнесмены научат их и деньги считать, и свободу любить.

Михаил Саленков:

А каково ваше личное мнение по поводу ликвидации независимой вещательной корпорации - владельца "ТВ-6"?

Ирэна Лесневская:

Я плохо отношусь к владельцам "ТВ-6", но считаю что это абсолютно абсурдная ситуация, которая сложилась. Конечно, это была дикость: ради того, чтобы убрать одного акционера, завалить еще и второго, ведь второй будет долго бодаться и судиться, не хотеть, чтобы его ликвидировали. В общем, театр есть театр.

Михаил Саленков:

Игорь Шабдурасулов говорит, что победитель конкурса сможет начать вещание на шестой кнопке не ранее сентября.

Ирэна Лесневская:

Думаю, что так и будет.

Михаил Саленков:

"Медиа-социум" не сможет начать вещание ранее сентября?

Ирэна Лесневская:

Ну а как? Это будет незаконно - пока лицензия не ликвидирована у одних и не ликвидировано предприятие. Видите, Киселев уже говорит, что они готовы выходить два часа в день с середины лета, это довольно тяжело, у них ведь ничего нет, с ноля все надо начинать.

Андрей Шароградский:

Я вновь обращаюсь к телеобозревателю Радио Свобода Анна Качкаевой. Анна, скажите, в "Медиа-социуме", который победил сегодня в конкурсе, есть ключевые фигуры. Это Евгений Киселев, Евгений Примаков, Аркадий Вольский. Но его структура очень сложная, по-моему, даже для специалистов. Очень сложные судебные коллизии вокруг сегодняшнего конкурса, вокруг аббревиатуры "ТВ-6": "ТВ-6" повторяется у очень многих компаний. Поэтому легко запутаться. Я запутался, поэтому задам вам самый главный вопрос - будет ли теперь в России телеканал, не зависимый от государства, и сможет ли журналистский коллектив, победивший сегодня, проводить редакционную политику без давления извне?

Анна Качкаева:

О, замахнулись. Кто же может сказать сейчас в России, будет ли. Дело в том, что, конечно, политическое кураторство господ Примакова и Вольского может и никак не сказаться на деятельности редакционного коллектива. А может сказаться очень серьезно, - посмотрим накануне выборов. Я не сомневаюсь, что господа олигархи, которые образовали ЗАО "ТВ-6", (кстати, забыли назвать еще одного Киселева, Олега, который и будет Генеральным директором и, я думаю, основной такой движущей фигурой всего финансового процесса, который будет осуществлять взаимоотношения между политическими кураторами, лидерами общественного мнения и журналистами) - я думаю, что олигархи не могут не придумать конструкцию, что-то такое заложить в Устав, где, во-первых, они все-таки найдут способ вернуть свои деньги, которые они намерены вкладывать, и во вторых, каким-то образом все-таки обвести "вокруг пальца" наших политических "тяжеловесов" - может быть, я грубо говорю. К тому же и господа лидеры общественного мнения скоро будут довольны собственной жизнью. Олигархи могут там композитору Чайковскому заказать гимн республики, где кто-нибудь из олигархов имеет вес и влияние, или с оркестром помочь, или центру Покровского чем-нибудь поспособствовать. Поэтому лидеры общественного мнения, хоть там их и три голоса, в конце концов, могут оказаться на стороне как раз бизнесменов и журналистов. Для чего только все это будет делаться, и каким образом будет использоваться в итоге редакционная политика? Мне кажется, что залогом того, что редакционная политика будет достаточно взвешенной, может стать вот эта драма двухлетняя, может быть, все из нее извлекли урок. Не знаю, наверное, канал не будет прежним. Наверняка, но очень надеюсь, что и вот это переключение лояльности не произошло окончательно.

XS
SM
MD
LG