Ссылки для упрощенного доступа

Нино Киртадзе


Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль:

Человек дня Радио Свобода - грузинская актриса и режиссер Нино Киртадзе. Она стала лауреатом немецкой премии имени Адольфа Гримме и чешской кинопремии за свой документальный фильм "Когда-то здесь была Чечня". Нино Киртадзе родилась в 1968-м году в Тбилиси, сейчас живет в Париже. Отец - биолог, мать - винодел. Закончила филологический факультет Тбилисского университета. Работала в администрации президента Грузии, затем - корреспондентом агентств "Франс Пресс" и "Ассошиэйтед Пресс" на Кавказе, корреспондентом Грузинской службы Радио Свобода в Париже. Автор документальных фильмов о войне в Чечне. Снялась в картинах "Стеклянный календарь", "День" и "Тысяча и один рецепт влюбленного повара". За работу в последней ленте получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Риге. Владеет грузинским, русским, английским и французским языками. Человека дня Радио Свобода представляет мой коллега Тенгиз Гудава:

Тенгиз Гудава:

Нино Киртадзе 33 года и она живет в Париже. Своего рода повторение феномена Отара Иоселиани - грузинский режиссер в Париже. Иоселиани, кстати, любимый режиссер Нино Киртадзе.

Она прибыла в Чечню как раз накануне первой войны 1994-го года, поэтому фильм назван "Когда-то там была Чечня", или "Однажды там была Чечня". Нино считает, что той, довоенной Чечни, больше не существует.

Итак, хорошее знание языка позволило Нино Киртадзе работать на западные информационные агентства - английский был профилирующим в ее образовании, французский она выучила сама, под влиянием деда - бывшего участника Белого движения. Два года она пробыла в Чечне, познавая ужас превращения этого уголка земли в сущий ад - горький опыт впоследствии стал основой пронзительного документального фильма, победившего ныне в Праге.

До того был впечатляющий дебют в кино во французском фильме Ираклия Квирикадзе "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара", где партнером Нино был кумир ее детства Пьер Ришар. Это было в 1995-м году. Именно Пьер Ришар, с которым Нино связывает дружба и по сей день, загорелся идеей фильма о Чечне и немало помог грузинской журналистке в получении субсидий - фильм оплачен французским телеканалом "Арте". "Это как оркестр, - говорит Нино Киртадзе о своем фильме. - Каждый персонаж - отдельный инструмент и звучит по-особому".

Фронтовая журналистика - мы видим нашего коллегу Андрея Бабицкого, чешскую журналистку Петру Прохазкову, англичанина из Би-Би-Си Роберта Парсенса - они все говорят о войне, о страхе, о неизъяснимой депрессии: "Наша работа тут абсурдна! Быть журналистом в Чечне - бессмысленно, ибо мы никак не можем помешать злу:" - фильм "Когда-то там была Чечня" пронизан этой страшной журналистской безысходностью. "Сценарий отлетел от меня как пробка, - говорит Нино Киртадзе. - Настолько это наболело".

Нино готовится снимать фильм о мертвых. Новый французский фильм о восприятии смерти в Грузии, где не хотят верить в то, что человек ушел и продолжают праздновать его день рождения.

XS
SM
MD
LG