Ссылки для упрощенного доступа

Евгения Шатерина


Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:

В Петербурге на этой неделе была создана еще одна общественная организация - Муниципальное собрание. Сможет ли оно повысить роль местного самоуправления и влиять на конкретные решения в городе? Что вообще происходит сейчас в органах муниципального самоуправления? Об этом мы будем беседовать с нашим сегодняшним гостем, председателем Муниципального собрания, депутатом 21-го муниципального округа Евгенией Шатериной. Евгения Михайловна, что же такое Муниципальное собрание и для чего оно создано?

Евгения Шатерина:

На днях в Таврическом дворце прошло первое заседание Муниципального собрания Санкт-Петербурга, оно было создано двумя федеральными структурами - СПС и "Яблоком". Это, как вы уже сказали, общественные организации, и сегодня не секрет ни для кого, что настало уже время необходимости реформ муниципального самоуправления. Вот, на этом заседании была поставлена цель - в 2004-й год, год новый, выборов местного самоуправления, поставлена задача к этим выборами подойти уже с новой реформой местного самоуправления. Очень интересные вещи были приняты. Например, очень много споров между депутатами, которые там присутствовали, возникли эти споры в связи с принятием только за основу вопросу о референдумах, которые должны были проводиться. Если вы вспомните историю, когда все это зарождалось, муниципальное самоуправление - в 1997-м году, у населения никто не спрашивал, нужна ли эта власть, еще одна власть. Сколько этой власти должно быть, 20 депутатов на округ, 10, 5, 3 - сколько должно быть, сколько округов должно быть, ведь сейчас Ленинград порезан как окрошка, извините, которые сами борются внутри себя со своими противоречиям и с городскими проблемами, и это сложно. 110 округов это очень много. Этот тоже вопрос обсуждался и обсуждался вопрос, должно ли идти такое финансирование безумное на содержание этой власти. Передо мной цифры: на 1 октября 2001-го года только за три квартала, прибавьте сюда еще одну четвертую этой суммы - Адмиралтейский муниципальный округ - 4 919 тысяч. Это 50 процентов уже истрачено только на себя любимых, а ведь эти деньги могли бы пойти на другие нужды. Так же, например, тот же самый 21-округ - 4671000 рублей - это очень большие деньги. Вот если взять всю сумму, которую спустили к примеру на асфальтирование, снять с нее 50 процентов, то есть фактически 50 процентов асфальта в этих округах мы не положили, потому что пошло это на зарплаты, на содержание.

Татьяна Валович:

Евгения Михайловна, я знаю вы выступаете за то, чтобы изменить вот эти законодательные акты, как-то изменить, предложить новый состав структуры, что вы предлагаете изменить во власти местного самоуправления, в ваших тезисах я знаю есть - предложить только 10 депутатов?

Евгения Шатерина:

Нет, конкретных цифр нет. Есть предложение пересмотреть, нужно ли такое количество, в округе, допустим, 20 депутатов. Конкретной цифры нет и еще есть вопрос о том, какое количество населения выбирает этих депутатов. Фактически здесь были двухпроцентные последние выборы, два процента населения пришло. Есть депутаты по округам, которые прошли в депутаты, имея 60-70 голосов. То есть на огромные районы 60 человек избрали, и все, уже депутат - такого не должно быть. Потом вот на этом заседании рассматривался вопрос и было принято обращение в целом в Контрольно-счетную палату, например, для проверки расходования средств за последние два года на целевую программу, которую никто не видел, ни депутаты Законодательного собрания, ни местного собрания. Это три с половиной миллиона рублей в года, на два если помножить, получается уже семь.

Татьяна Валович:

Это какая целевая программа?

Евгения Шатерина:

Это программа по местному самоуправлению, это вот тоже вопрос. Теперь вопрос очень серьезный для населения, была принята законодательная инициатива на этом собрании, о законе, об уставном суде. Смысл в том, что при его принятии каждый житель Санкт--Петербурга сможет защитить свои права в Уставном суде, если они нарушены губернатором или районной властью. К примеру во многих спальных районах сейчас перед домами жителей на детских площадках, площадках выгула собак строятся огромные дома, которые будут закрывать свет жителям уже стоящих. Меняется инфраструктура. Если было изначально рассчитана одна поликлиника, грубо говоря, на 20 домов, то теперь эта поликлиника, кстати, она не резиновая, будет обслуживать уже 25 домов. То есть, это были школы, они тоже будут работать очень напряженно. Поэтому надо, наверное, обратить вот это все внимание, мы и обращаем, потому что жителям сложно разбираться со всеми проблемами в одиночку, биться. Нужна действительно вот эта власть, которая с одной стороны близка к населению, и она может защитить, она знает эти проблемы.

Татьяна Валович:

Вот в Петербурге до этого и сейчас продолжают существовать Муниципальная палата, Союз муниципальных образований, который курирует, по-моему, городская администрация. Деятельность вот этих общественных организаций не очень заметна в Петербурге. Вы рассчитываете, что она приобретет какое-то весомое значение?

Евгения Шатерина:

Я еще раз хочу подчеркнуть, что муниципальное собрание создано двумя федеральными структурами - "СПС" и "Яблоко". Причем у нас нет никаких противоречий с федеральной вообще политикой, это первое. Второе - в каждом вообще образовании находятся люди, которые не услышаны были, не поняты, не востребованы оказались в каком-то смысле в меньшинстве, эти люди имеют свои идеи, это депутаты, действующие депутаты, они имют свои наработки, свой жизненный опыт и они могли бы перенести этот опыт к нам. Потом, вы знаете, сейчас очень много муниципальная палата говорит дайте полномочий, дайте недвижимость, дайте мы все возьмем на себя. Ну, хорошо, нет проблем, вот завтра, допустим, что-то дали. К примеру сейчас есть новая тема вывоз мусора, как раз к 300-леьтию Санкт-Петербурга, эта тема интересна, потому что город завален мусором, но сразу решается вопрос, по какому мы пути пойдем. По пути, допустим, Нижнего Новгорода, когда разыграли тендер, когда этот тендер, кстати, выиграли не представители губернатора, а другие структуры и цена на вывоз мусора стала гораздо ниже, чем предыдущая. Образовались новые места для работы, потому что мусор стали уже разбирать его стали использовать, это уже улучшило экологию. потом мусор стали собирать просто, перерабатывать, а дальше увозить от города. Посмотрите, у нас сейчас мусор тоже почти в черте города находится. По каким мы путем пойдем - сыграем тендер или опять с монополистом будет и будем играть непонятные игры с "Спецтрансом".

Татьяна Валович:

Евгения Михайловна, как бы вы ответили на вопрос, какого памятника не хватает в Петербурге?

Евгения Шатерина:

Я думаю, нужно поставить памятник Лихачеву Дмитрию Сергеевичу, поскольку он действительно истинный петербуржец. Это если говорить о 300-летии Санкт-Петербурга, а вообще по поводу данного юбилея я могу так сказать: стоит все-таки привести город в порядок, прежде всего, не устраивать может быть фейерверки какие-то сногсшибательные, а просто взяться за все районы города, не только одну центральную какую-то улицу вылизать и серьезно, наверное, отнестись не просто к ремонту, к примеру, к асфальту, но и изначально к тендеру по поводу этого асфальта. Я не знаю по поводу городской власти, но по поводу муниципального асфальта могу сказать так: внутридворовые территории переданы асфальтировать муниципальным советам. Вот два рядом стоящих муниципальных совета. В одном проводится тендер с эффектами, заранее оповещается в прессе и так далее, там асфальт стоит 250-300 рублей, в соседнем округе такой тендер-междусобойчик провели, что-то быстренько, и выигрывает фирма, которая не имеет ни транспорта, ни своего асфальта, ни рабочих, и тут же побежала искать это и асфальт - там стоит 650-700-800 и выше.

Татьяна Валович:

А кто сейчас наблюдает за тем, как расходуется средства муниципального бюджета, есть ли прозрачность этого бюджета, отчитываются ли муниципалитеты о том, как они потратили?

Евгения Шатерина:

Я считаю, что город в данном случае изначально бросил как бы кость. Они поняли, городская власть поняла, что муниципалитеты нужны и выделили им небольшие полномочия, фактически никаких, и небольшую власть, и так они между собой как-то так внутри варятся, и поэтому я считаю, нужны системы казначейств. В дальнейшем это медленно будет, это будет становление очень сложное, это контроль над тем, что делается в муниципальных советах в принципе.

Татьяна Валович:

Евгения Михайловна, вы были председателем муниципального совета 21-го округа, и в ваш адрес тоже были претензии в связи с тем, что бюджет был размещен в "Инкомбанке", потом произошли известные события, "Инкомбанк" обанкротился, как вы можете объяснить, как это произошло и вообще где должны лежать бюджетные деньги, или пробовали ли вы вернуть деньги, которые у вас пропали?

Евгения Шатерина:

Да, конечно. Это было история, которая была опубликована во многих газетах. Деньги были размещены в "Инкомбанке", не только 21-й муниципальный совет, это городские деньги, есть деньги, никуда не пропали, деньги стоят как бы на очереди на получение. Где-то год тому назад сказали, что сначала получают деньги не юридические лица, а частные лица, обычные жители, горожане. Деньги там сохранены, и мы стоим на очереди на получение денег. Там была достаточно грязная история. Я туда приехала с начальником в то время Управления налоговой полиции, то есть, меня фактически оттуда вынимали, нас закрывали с бухгалтером в кабинетах, заставляли подписать различные бумаги, что мы не сделали, и тем самым деньги спасены поскольку они все-таки стоят на очереди на получение и, думаю, до конца этого года очередь продвинется и деньги будут получены.

Татьяна Валович:

А вообще в Петербурге как принято, где размещаются бюджетные деньги муниципальных образований?

Евгения Шатерина:

В банках, естественно, но нет четкого указания, в каком банке, потому что в то время, вспомните, "Инкомбанке" располагалось очень большое количество и бюджетных, и городских счетов, это был очень серьезный банк на всю Россию.

Татьяна Валович:

Мы говорили о том, что у нас существует и муниципальная палата и союз муниципальных образований. Не получится ли так, что с образованием муниципального собрания, муниципалитеты будут еще более разобщены, кто-то будет следовать тому, что говорит муниципальная палата, кто-то - побоится пойти против союза муниципальных образований. который курирует администраций города?

Евгения Шатерина:

Нет проблем. Каждый может решить свою задачу, кто-то хочет пойти в палату и там работать. Дело в том, что палата организована ведь юридическими лицами, руководителями муниципальных образований, туда же не ходят обычные депутаты, только руководители ходят и там что-то мешают. Мы можем выслушать всех буквально таки желающих и ничего нет страшного в том, что существует одно и другое, просто в спорах рождается истина в борьбе в какой-то польза приносится.

Татьяна Валович:

А не будет ли муниципальное собрание политизировано - вы говорите, что инициатива его созыва принадлежит СПС и Яблоку?

Евгения Шатерина:

Если посмотреть задачи и то, что мы принимаем, если считать политикой - давайте проверим, как кладет асфальт, давайте посмотрим, как вывозить мусор и давайте посмотрим, все-таки нужны ли людям перед их окнами очередные стройки, потому что людям же сейчас говорят: ну, ничего, в центре города живут вообще в колодцах, а вы на окраинах живете. Если это считать политикой, то пусть такая будет наша политика - заниматься дворами.

Татьяна Валович:

Евгения Михайловна, есть ли на сегодняшний день у муниципалитета полномочия чтобы эффективно осуществлять деятельность?

Евгения Шатерина:

Я считаю, конечно же, нет, потому что в принципе и дерен нет таких, которые должны были быть. Вообще становится вопрос, а стоит ли иметь такие раздробленные муниципальные образования, или их стоит укрупнить. Может быть, стоит пойти вообще по немецкому типу муниципального строения, когда выбираются депутаты на безвозмездной основе, то есть они бесплатно работают с населением, и эти депутаты набирают себе штат. Вот этот штат действительно получает зарплату, но это профессионалы, вы поймите есть сейчас, к примеру, нам передать садики, что было еще решено при первом муниципальном созыве. Садики - это очень серьезная тема, это каждый день молоко детям, каждый день хлеб это санэпидемстанция, это ремонты все-все. С этим надо работать, ежедневно, кропотливо. А есть ли сейчас в муниципальных советах такие специалисты? Это и бухгалтерия, и техника, и транспорт, и все что угодно. Это и экономисты. Это серьезный вопрос, готовы ли профессионально принять все.

Татьяна Валович:

Некоторые депутаты в муниципальных советах, говорят, что создается послушное большинство во многих муниципалитетах, которое зависят от главы и провести какие-то законы, которые депутаты обещали гражданам, становится невозможным, вплоть до того ,что если один из депутатов идет против большинства, ему даже угрожают. Как вы считаете, насколько типична такая ситуация и под чье вообще влияние может попасть муниципалитет?

Евгения Шатерина:

Это стопроцентно типичная ситуация, я могу сказать, что, конечно, власть и деньги отдавать никому не хочется, это понятно. Но вы понимаете, у нас общество - это не прошлая эпоха когда был социализм ,выбирали одного председателя и все поднимали руку. Конечно, есть какие-то споры, есть различные взгляды на этот вопрос и с этим надо считаться мириться, бороться, возможно. Но просто так эту власть никто не отдаст.

Татьяна Валович:

Как вы считаете, в дальнейшем будет ли у нас развиваться местное самоуправление, потому что люди до того устали ходить на выборы - как привлечь людей, чтобы решить этот вопрос?

Евгения Шатерина:

Не надо вот так давить на людей - приходите, давайте. Надо показывать дела, люди сами все поймут, не надо думать, что население необразованное какое-то стадо. Они все прекрасно видят, видят как муниципальный совет работает, видят, что сегодня вышел, а у него асфальт новый перед домом, видит что депутаты ходят по парадным, смотрят состояние подвалов. Надо работать, тогда народ к тебе потянется.

XS
SM
MD
LG