Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Фестиваль "Балтийский дом" - литовская и российская модели театров в сравнении


Марина Тимашева, Санкт-Петербург:

Первые дни фестиваля "Балтийский дом" наводят не на сравнение учителей и учеников. Они заставляют сравнивать вещи более серьезные, а именно - литовскую и российскую модели театров. В учебных спектаклях обнажен метод, своего рода скелет, и в разных школах эти скелеты разные. Литовский театр не вербален. Он использует текст как батут для полета фантазии режиссера. Он основан на жестких пластических рисунках и масках, закрепленных за каждым актером. Российский театр бежит к социальной проблематике, а 32-летний литовский режиссер Оскарас Коршуновас сопровождает "Мастера и Маргариту" текстом доклада о развитом социализме и выписывает на стене фреску - портрет Сталина. В то же время 25-летний Агнес Янкявичюс ставит "Синий фонарь" Пелевина не как историю пионерского лагеря, но как зловещий абсурд тоталитарного государства.

Интересно при этом и совпадение: российские и литовские театры все как один играют русскую, или советскую классику. Петербургский "Наш театр" - "Панночку" Гоголя Нины Садур, литовцы - "Мастера и Маргариту" Пелевина и Введенского. Причем в трех спектаклях из четырех правят бал черные силы - будь то Вий, Воланд или люди-зомби в "Синем фонаре". Единственный человек, который не отдал им на откуп сцену - классик литовского и советского театров Йонас Вайткус. Мировоззрение учеников оказывается много мрачнее взгляда на жизнь учителей. Замечательно, что обретенная демократия и независимость нисколько не смягчили взаимоотношений современного театра с жизнью. И последние события, кажется, показывают, что к этому есть все основания.

XS
SM
MD
LG