Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Памяти Энтони Куинна


Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

В Бостоне в возрасте 86 лет скончался киноактер Энтони Куинн. Он сыграл в 150 картинах и в 50-е годы дважды получал премию "Оскар". Актер прославился после "Грека Зорба", феллиниевской "Дороги", "Лоуренса Аравийского". Куинн был живой легендой на экране и в жизни. Теперь станет просто легендой. Говорит кинокритик, член редколлегии журнала "Искусство кино" Нина Цыркун:

Нина Цыркун:

Энтони Куинн - совершенно необычная личность. Он - плод смешения разных рас и народов. Он родился в Мексике в испано-ирландской семье, и, конечно, в его жилах текла еще и индейская кровь. Испанский акцент сохранился у него на всю жизнь. Поэтому чистопородных англосаксов он почти не играл. Зато был незаменим в роли экзотических иностранцев. Энтони Куинн играл индейцев, испанцев, филиппинцев, мексиканцев, итальянцев, французов, араба-бедуина, даже китайца. Его актерские амплуа были разнообразны, потому что сам он был человеком ренессансным. Он ведь снимался до самого конца - в свои 86 лет. И его жизнь была похожа на роман, и он рассказывал разные истории о себе Джону Стейнбеку, который вставлял их в свои книги. А в своей собственной биографии Куинн писал, что вспоминает, чтобы забыть...

Как ни странно, в его жизни не было настоящей большой любви. И он сам никого не любил до самозабвения, и его никто не смог так полюбить. В нем всегда была некая отрешенность. Он всегда был кем-то вроде небожителя, человеком, с которым трудно войти в близкие, тем более - приятельские или бытовые отношения. И при всем при том он был отцом 13 детей. В третий раз Энтони Куинн женился на своей секретарше уже на восьмом десятке лет, а младший сын родился, когда ему стукнул 81 год. В 83 года Куинн собирался удочерить одиннадцатилетнюю бразильянку, потому что она напоминала ему одну из его старых привязанностей. Орсен Уэллс - сам человек той же породы, говорил, что Энтони Куинн - единственный, кто мог бы станцевать танго с Ритой Хейворд - легендарной женщиной-вамп 40-х годов. Он действительно был невероятно пластичен. И танцевал так, что мог бы добавить к своей актерской палитре амплуа "латинского любовника", наподобие Рудольфа Валентино. Но у него была неподходящая для того внешность: припухлые веки, тяжелая челюсть, мрачное лицо. Поэтому, когда ему доверяли роли белых людей, то это были, в основном, гангстеры и злодеи. У Фредерико Феллини в фильме "Дорога" он сыграл человека-зверя, циркового силача Дзампано, который грудью рвет железные цепи, причем в партнеры себе его выбрала сама Джульетта Мазини, с которой он познакомился раньше, чем с Феллини...

А в России его впервые увидели в роли Квазимодо, а потом - в фильме Михалиса Какояниса "Грек Зорба". Когда он снимался в этой картине, у него была сломана нога, а ему приходилось танцевать, по роли. И он сам придумал себе хореографию. Более того, он убедил режиссера, что это такой национально-фольклорный греческий танец. Как раз в это время мне попал в руки один замечательный перевод книги Ницше: "Так говорил Заратустра", и знаменитая фраза философа в этом переводе звучала так: "Я поверил бы только в Бога, ликующего в танце". Вот эта фраза наложилась у меня на образ Энтони Куинна. Не зря он ведь играл еще и Зевса. А теперь Энтони Куинн навсегда вошел в сонм небожителей, в сонм бессмертных.

XS
SM
MD
LG