Ссылки для упрощенного доступа

Фильм Киры Муратовой "Второстепенные люди"


Марина Тимашева. Сочи:

Вчера на сочинском фестивале "Кинотавр" был показан потенциальный фаворит фестиваля - фильм Киры Муратовой "Второстепенные люди".

Обычный спор, возбуждаемый картинами Киры Муратовой: любит она людей или нет - на этот раз, кажется, разрешен уже самим названием: "Второстепенные люди", - не второсортные, а второстепенные, герои второго плана жизни. Это участковый врач районного масштаба, девушка-сторож на богатой вилле, паренек из детского дома для умственно отсталых. Сюжетно картина напоминают комедию положений: люди думают, что совершили случайное убийство и пытаются избавиться от трупа. По пути они попадают в идиотические, смешные, нелепые положения. Нечто вроде пьесы "13-й номер", по которой сейчас поставлен спектакль в Художественном театре.

Способ существования артистов следовательно далек от всякого психологизма. Это клоунские маски, конечно, сочетающие в самих себе типы белых и рыжих клоунов. Однако, Кира Муратова не была бы сама собой, если бы ее комедия положений не тяготела к абсурду. Шикарные новорусские виллы, но не отделанные изнутри. Ведущие к ним деревенские дороги и свинья, роющаяся рядом в грязи, ведущая ток-шоу, которой осточертели ее собеседники, и врач, лишенный сочувствия к своим пациентам. Зыбкая грань между реальностью и бредом или сгущенная до бреда реальность. Почерк Киры Муратовой неизменен и узнаваем. Бранящиеся с новорусских террас, но совершенно по-советски тетки, кажется, пришедшие из "Чувствительного милиционера". Стертые, будто сонные интонации. Неправильная, но очень естественная речь. Отсутствие реакции на поведение или высказывание партнеров, как во всех последних фильмах Киры Муратовой. Сон как защитная реакция организма - из ее же "Астенического синдрома". Совмещая в кадре старинные живописные полотна или римские бюсты с фигурами знаменитых людей Кира Муратова высказывается не в пользу последних. Такая глубокая деградация, но забавная.

Внутренняя потаенная тема фильма - пошлость жизни, обезображивающая человеческие лица, как цветные перемигивающиеся лампочки вокруг лика Христа в начале картины. Единственной серьезной проблемой, возникающей в связи с новым фильмом Киры Муратовой, является не ее симпатия или антипатия к людям, а то, что все они, будь-то полоумный мальчик или заказчик убийства, ей симпатичны, или несимпатичны - кому как нравится - одинаково. Вот в этом есть что-то порочное.

XS
SM
MD
LG