Ссылки для упрощенного доступа

23-й Московский международный кинофестиваль


Программу ведет Андрей Шарый. Участвует обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева и беседовавшая с кинокритиками Андреем Плаховым и Петром Шапотинником Елена Фанайлова.

Андрей Шарый:

В Москве открылся 23-й международный кинофестиваль. О конкурсной программе рассказывает Марина Тимашева:

Марина Тимашева:

В этом году кинофестиваль открывается на две недели раньше предыдущих. Сделано это с тем, чтобы отделить московский кинофестиваль от карловарского. Зато теперь он схлестнулся со Всемирной театральной Олимпиадой, что напоминает о старом вопросе "если кит на слона налезет, то кто кого сборет". Пока кинофестиваль умудрился извлечь из Олимпиады пользу. По приглашению Славы Полунина в Москву приехал легендарный Терри Гиллем, один из авторов фильма Пинк Флойд "Стена", режиссер "Бразилии", "12 обезьян" и "Любви и ненависти в Лас-Вегасе". Так вот, кинофестиваль немедленно пригласил его на открытие. Церемония по традиции прошла в кинотеатре "Пушкинский". Она началась шествием звезд по дорожке ( в пути они беседовали с Дмитрием Дибровым для телетрансляции), представлением членов жюри и участников конкурса, и приуроченным к торжеству показом франко-германского фильма Жан-Пьера Жене "Сказочная судьба Амели Пулен". В главной роли - режиссер и сценарист Матье Кассовиц. Картина рассказывает о девушке, главное занятие которой - изменять жизнь других людей к лучшему. Выбор фильма показателен. Поскольку задача кинофестиваля почти та же, что и у героини - изменять жизнь кино к лучшему. Решать, кому из участников конкурса это удалось, предстоит жюри. Его возглавляет Маргаретте фон Тротта - в России она известна преимущественно по ролям в фильмах Шлендорфа и Фассбиндера. Под ее началом: китайский режиссер Чжан Вэнь (его "Дьяволы на пороге" удостоены каннского Гран-при 2000-го года), директоры берлинского кинофестиваля и американского "Сандэнс" Мориц де Хадельн и Джеффри Гилмор, продюсер Фредерик Зиклер, актриса Ингеборга Дапкунайте, министр культуры Украины и артист Богдан Ступка.

Россию в жюри представляет Игорь Масленников. А в конкурсе ее не представляет никто. Поскольку фильм Сергея Бодрова "Давай сделаем это по-быстрому" с Владимиром Машковым в главной роли представлен Германией. Чем объясняется такая суровость в отборе и касается ли она только российского кино или кино вообще, можно будет судить только в финале марафона. В качестве компенсации ММКФ предлагает программу российских фильмов "Россия, которую мы обрели". В ней: "Нежный возраст" Соловьева и "101 километр" Марягина, "В августе 44-го " Пташука и "Сестры" Бодрова-младшего, "Второстепенные люди" Муратовой и "Телец" Сокурова - что угодно для души.

Всего в конкурсе - 17 фильмов. Он откроется 22-го июня индийской лентой - "Благоразумие". Потешаться не стоит, в прошлом году индийская "Скорбь" стала одним из главных художественных впечатлений фестиваля. Другие фильмы представлены Италией, Испанией, Польшей, Южной Кореей, Швецией, Нидерландами, Францией, Венгрией, Норвегией, Чехией, Гонконгом, Китаем, Аргентиной, Америкой и Ираном. Кстати, во внеконкурсном показе - ретроспектива фильмов иранского режиссера Мохсена Махмальбафа. В прошлом году его дочь, тоже режиссер была членом жюри ММКФ, в этом - должен был приехать он сам. Но вчера пресс-службы фестиваля сообщили об отмене визита. Причины - политические. Иранское правительство приняло решение о депортации из страны афганских беженцев, и режиссер написал президенту Ирана господину Хатами письмо протеста. "Решение этой проблемы, - сказано в официальном послании режиссера ММКФ, - требует личного участия и не позволяет посетить Москву". Говорят, однако, что не позволяет посетить Москву инстинкт самосохранения.

Имена других гостей фестиваля тщательно скрываются. Обычно их называли, а в последнюю минуту выяснялось, что они не приедут. Одному мешает бракоразводный процесс, другая сломала руку. Точь-в-точь по Гоголю: "Или вышла замуж, или переломила ногу". Точно приехали телегерои сериалов: Пета Уилсон , которую звали Никита, и Само Хунг из "Китайского городового". Само Хунг представляет экранные боевые искусства, наверное, его пригласили, чтобы привлечь внимание Президента России к кинофестивалю. Поговаривают, что летит Джек Николсон, фильм "Обещание" с его участием заявлен в программе спецпоказов. В кинотеатре "Ударник" они уже начались - ударно. Показали фильм Лукаса Мудиссона ( вовсе не скандальный, в отличие от его же "Покажи мне любовь") и очень откровенную ленту Патриса Шеро "Интим", интригой напоминающую "Порнографические связи". К фестивалю выпущен 200-страничный каталог с подробной афишей по дням и кинотеатрам. Терри Гиллем вчера сказал, что кино последних лет его не удивляет, оно имеет отношение к бизнесу и пустому развлечению, а не к искусству. Очень хотелось бы, чтобы Московский Международный Кинофестиваль доказал обратное.

Андрей Шарый:

Как и любой крупный кинофестиваль, Московский кинофорум сопровождается большим количеством внеконкурсных программ и разного рода связанных с фестивалем проектов. Слово Елене Фанайловой:

Елена Фанайлова:

На Московском кинофестивале представлено 18 концептуально выстроенных внеконкурсных программ. И сама стратегия фестиваля становится все более внятной. Куратор одной из внеконкурсных программ под названием "Другое кино" кинокритик Андрей Плахов делится своими впечатлениями:

Андрей Плахов:

Важно то, что фестиваль вошел в ежегодный ритм, что он уже стал не двухгодичным, как раньше, а ежегодным, и это неизбежно дисциплинирует, профессионализирует людей, заставляет их, хотят они даже этого или нет, но как-то вот думать об этом темпе, этом ритме и быть конкурентоспособным. Вот такие вот первые ощущения, которые вызывает нынешнее открытие.

Елена Фанайлова:

Еще одно обязательное впечатление любого кинофестиваля - многочисленные слухи о приезде звезд мирового кинематографа.

Андрей Плахов:

Я даже слышал, такой слух начал курсировать, что якобы в Москву приедет Лени Рифеншталь. Это, конечно, я думаю, просто чья-то шутка, потому что ей уже почти 100 лет, вот в следующем году исполнится. Вряд ли, конечно, это соответствует какой-то действительности...

Елена Фанайлова:

Показы для прессы начались еще вчера именно с внеконкурсных фильмов. Кинокритик Андрей Плахов рассказывает о принципах предлагаемой им программы, которая обращается к стилю датского режиссерского объединения "Догма" и трилогии Ларса фон Триера, то есть, к стилю интеллектуальной провокации и новейшим технологиям:

Андрей Плахов:

Например, такие фильмы как "Кинопроба", японская картина "Итальянский для начинающих" - новый фильм датской "Догмы" - вот они показываются в рамках этой программы, они уже показаны для прессы, и завтра будет официальное открытие этой программы в кинотеатре "Ролан". Вообще, еще одна положительная стороне московского фестиваля нынешнего в том, что программа его гораздо более четко структурирована, чем раньше. Если раньше была очень аморфная так называемая информационная программа... - и еще более аморфная внеконкурсная программа - это, по сути, все, то сейчас имеется целый ряд блок таких структурных, как бы, секций фестиваля. Это и уже упомянутое "Другое кино", и "Восемь с половиной", и "Национальные хиты", и "Социалистический реализм вчера и сегодня", и "Новая Европа". Кроме того, меня очень радует то, что будет рестроспектива Роджера Формана, замечательного американского режиссера, и Миклаша Янча, и еще ряда других мастеров, то есть программа действительно очень серьезная и богатая.

Елена Фанайлова:

"Новая Европа" - так называется принципиальная мультикультурная программа, которая демонстрирует как традиционный, стилистически безупречный европейский кинематограф и традиционная безупречная западная цивилизация меняются под натиском "варваров с востока, юга и севера". Говорит кинокритик Петр Шапотинник:

Петр Шапотинник:

Мне кажется, какую-то живую кровь в этот кинематограф привнесли те, кто эмигрировал из южных стран - из Турции, из Греции, из Ирана, в Швецию, в Голландию, в другие страны, в Берлин, в особенности, где вообще такой как бы плавильный котел находится всех наций, и вырабатывается очень, на мой взгляд, интересное такое новое течение в европейском кино - даже не течение, это в каждой стране оно выглядит несколько иначе... Во Франции оно давно уже было ... - французское кино, сделанное талантами выходцев из Северной Африки, из Алжира, из Марокко, но тоже самое происходит и в других странах, и мы видим, как Европа превращается в такой вот Ноев ковчег, в котором все вот как-то по разному выживают, и определенный восточный колорит вот в нашу упорядоченную жизнь привносится благодаря талантам этих режиссеров, кстати, эта тенденция видна и в конкурсных картинах, в частности - фильме "Стеклянные крылья".

Елена Фанайлова:

Петр Шапотинник - куратор программы подл названием "Восемь с половиной", которая существует на Московском кинофестивале уже 3 года:

Петр Шапотинник:

В 1963-м году Феллини получил приз за картину "Восемь с половиной". Это была очень приятная страница в истории Московского фестиваля, прямо скажем, которую при любом удобном случае организаторы фестиваля выставляют как козырь из своего прошлого. Потому что там все это было связано с политической борьбой определенной. Восемь с половиной - это программа, которая обязывает в каком-то смысле. Я на протяжении вот уже трех лет включаю туда фильмы, которые, с моей точки зрения, отвечают наиболее серьезным каким-то симптоматичным тенденциям в развитии киноискусства.

Елена Фанайлова:

В Московском музее кино пройдет ретроспектива американского киноавангарда. Рассказывает Петр Шапотинник:

Петр Шапотинник:

Американский киноавангард интересен тем, что это - премьера. Это настоящие акции. То есть, здесь собрано все практически, по мельчайшим кусочкам, по каким-то по двум, по трем минутам. Иногда даже фильмы идут там - 30 секунд. Все, что было сделано в этой области с самого начала кино до 1941-го года, до войны. Всем казалось, что авангард - как бы наиболее ярко себя заявил где-то в 40-е годы, но все-таки это авангардное сознание, то есть сознание как бы оторванное от этого "мэнстрима", то, что приходит человеку просто в голову - я не знаю, во время сна, или еще когда-то, причем приходит в голову далеко не только режиссерам как бы изначально авангардистского толка. Вот все это собрано под разными шапками, под разными тематическими как бы крышами. Может быть, урву какой-то часок чтобы заглянуть в Музей кино, где я думаю, у этой программы найдется немало ценителей, туда вообще ходят такие люди - "подкованные" по этой части , там самые разные киноархивы, американский киноархив...

Елена Фанайлова:

В Музее кино также предполагается ретроспектива классиков советского кинематографа Ивана Пырьева и Марка Донского.

XS
SM
MD
LG