Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Итоги Каннского фестиваля


Андрей Плахов, Канн:

Во французском курортном городе Канн завершился международный кинофестиваль. Обладателем высшей награды - "Золотой пальмовой ветви" стал итальянский режиссер Нанни Моретти за фильм "Комната сына". Предваряя раздачу наград, председатель жюри Лив Ульман сделала заявление о том, что "разные члены жюри полюбили разные фильмы, но есть такие кинематографические фантазии, которые необязательно любить, чтобы их признать". Именно таков фильм "Пианистка" - бесстрашная фантазия на тему мазохизма, которую разыграл австрийский режиссер Михаэль Ханеке. Ему присужден "Гран-При" жюри - очень высокий знак признания, плюс два актерских приза - за лучшую женскую роль награждена Изабель Юппер, которую без преувеличения можно назвать великой актрисой. Более сомнителен приз, доставшийся ее партнеру Бенуа Мажимелю. Но тем самым жюри продемонстрировало высший респект "Пианистке", чтобы все же не ей - депрессивно-жестокой психодраме - отдать самый главный приз. "Золотая пальмовая ветвь" поедет в Италию, к режиссеру номер один этой страны Нанни Моретти. Понятно почему: фильм, тоже рассказывающий о трагической ситуации - смерть сына-подростка - полон надежды, то есть, того, чего в целом не хватало каннской программе. Еще один элегантный и остроумный ход жюри сделало, разделив награду за режиссуру между двумя экс-лидерами американского кино. Половину награды получил Линч за фильм "Малхоллен Драйв", другую половину Джоэль Коэн за картину "Человек, которого не было". Тем самым были признаны профессиональные заслуги этих кинематографистов, победивших в Канне, соответственно, в 1990-м и 1991-м годах. Но было также дано понять, что у нового века новые приоритеты.

В нынешнем году лишь второстепенными техническими призами были отмечены азиатские фильмы, явно доминировавшие в Канне год назад. Не прошла незамеченной политически актуальная картина Даниса Тановича "Безлюдная земля" из Боснии. Однако, за пределами призового списка остались фильмы тех самых великих авторов, которых наградил этим эпитетом перед началом фестиваля его президент Жиль Жакоб. Ни Оливейра, ни Годар, ни Риветт, ни Ольми, ни Имамура, ни Сокуров не снискали наград, хотя почти все из них сняли одни из лучших своих фильмов. Возможно, это связано с опасениями каннских кураторов, политика которых привела к тому, что режиссерский контингент фестиваля практически не омолаживается. По-прежнему священными коровами интеллектуального кинематографа остаются Мануэль ди Оливейра, которому уже за 90, Сахей Имамура, Жак Риветт, Жан-Люк Годар и Эрмано Ольми - 70 лет или больше. На этом фоне 47-летний Нанни Моретти выглядит совсем мальчиком. Моретти - интегральный кинематографист, режиссер, актер, продюсер и просмотр всех своих фильмов. Он - латинский Вуди Аллен - нарциссический и фрустрированный персонаж итальянского кино, его культурный герой, так что Италия может гордиться и ликовать.

XS
SM
MD
LG