Ссылки для упрощенного доступа

ЕС договаривается с частными кредиторами Греции


Греческие банки переживают не лучшие времена
Греческие банки переживают не лучшие времена
Европейский союз и Международный валютный фонд в конце прошлой недели согласовали с Грецией, переживающей глубокий долговой кризис, условия получения ближайших кредитов.

Очередные 12 млрд евро Греция получит в начале июля. Это уже пятый транш финансовой помощи стране за период с апреля прошлого года, когда она подписала общее соглашение с европейскими странами-кредиторами и МВФ на 110 млрд евро, рассчитанное на три года.

Однако уже в 2012 году получаемых в его рамках кредитов Греции не хватит для обслуживания накопленного государственного долга, превысившего 150% ВВП страны. Поэтому речь идет о новых, дополнительных кредитах. И, видимо, какие-то результаты этих переговоров уже появились, если МВФ снял возражения относительно своего участия в очередном транше кредитов Греции, условием которого как раз и было достижение в Европейском союзе некой общей договоренности о том, каким образом в 2012 году Греция получит недостающие ей средства.

Главным элементом нового плана, как предполагается, может cтать соглашение ЕС с частными держателями греческих облигаций, главным образом – европейскими же банками, о продлении сроков их погашения. Среди этих банков доминируют немецкие и французские: на их долю, по оценкам Банка международных расчетов в Базеле, к концу 2010 года приходилось почти 2/3 всех греческих гособлигаций, принадлежавших частным международным банкам (на общую сумму более 54 млрд долларов). Поэтому банки именно этих двух стран считаются главными партнерами Европейского союза на переговорах по поводу долгов Греции.

За счет продления сроков погашения греческих гособлигаций банки-кредиторы, как зарубежные, так и греческие, смогут избежать возможных потерь, а полагающиеся им деньги они все равно получат, хотя и позже, прогнозирует инвестиционный аналитик банка Unicredit в Мюнхене Штефан Колек. "Вряд ли речь зайдет о более жестких вариантах – например, чтобы кредиторы в итоге получили бы лишь часть своих вложений в греческие облигации. Случись такое, пострадают, в первую очередь, именно французские, немецкие и британские банки".

До самого последнего времени против любой реструктуризации долгов Греции выступал Европейский центральный банк, который сам является крупным держателем греческих облигаций, принимая их, в частности, в залог от греческих банков под предоставляемые им кредиты.

Более того, 3 июня международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s предупредило, что отсрочка по греческим долгам, или, как выражаются официальные представители ЕС, их "перепрофилирование", фактически будет означать дефолт страны по тем самым ее долговым обязательствам, которые "перепрофилируются". Заявление агентства было распространено через день после того, как сценарий обсуждался на встрече в Вене представителей финансовых ведомств стран еврозоны.

Однако 6 июня появились сообщения, со ссылками на неназванных официальных представителей Евросоюза, о том, что частным кредиторам Греции, в том числе банкам самой страны, могут предложить обменять, на неких относительно выгодных условиях, имеющиеся у них греческие облигации на такие же, но с более дальними сроками погашения. Причем обмен может начаться уже в июле. Если это произойдет, Греции понадобится в ближайшие два года для обслуживания своего долга значительно меньшие суммы, чем пока прогнозируются.

В принципе с таким предложением, по прогнозам голландского банка ING, которые приводит агентство Bloomberg, могут согласиться более половины всех частных банков - держателей греческих облигаций.

Общая позиция Европейского союза сводится к тому, что дефолт Греции имел бы столь катастрофические последствия для всей еврозоны, что его нельзя допустить ни при каких обстоятельствах. Даже легкая паника на финансовых рынках из-за сомнений в платежеспособности Греции может привести к ситуации, подобной той, которая возникла осенью 2008 года после банкротства американского инвестиционного банка Lehmans Brothers, ставшего кульминацией мирового финансового кризиса, отмечает сотрудник Института немецкой экономики в Кёльне Юрген Маттес. То есть – ситуации утраты доверия банков друг к другу и прекращения кредитования в экономике, после чего и начался ее стремительный спад. "Такого развития событий и опасаются сегодня в Европе". Более того, продолжает Маттес, на финансовых рынках давно существуют опасения, что банкротство Греции самым негативным образом отразилось бы на отношении инвесторов к новым заимствованиям не только таких стран как Ирландия, Португалия или Испания, но даже Италия и Бельгия. "И тогда антикризисных фондов Европы на всех уже явно не хватит. Безусловно, подобные опасения преувеличены, но все же некие основания для них определенно существуют".

Проект программы предоставления Греции дополнительной финансовой помощи, а также вовлеченность в нее частных кредиторов, будут обсуждаться на заседании министров финансов стран ЕС 20 июня, а спустя несколько дней окончательное решение должны принять участники саммита Европейского союза.
XS
SM
MD
LG