Ссылки для упрощенного доступа

Губернаторы новые и старые: 3 коммуниста, 2 генерала, полковник и Абрамович


Итоги региональных выборов 24 декабря.

Ведущий итогового информационного часа Андрей Шарый беседует с ведущим программы Радио Свобода "Выборы-2000" Михаилом Соколовым.

Андрей Шарый:

В семи регионах России в минувшее воскресенье состоялись выборы местных руководителей, пожалуй, наибольшее внимание привлекают результаты выборов в таких регионах, как Ульяновская и Воронежская области. Я попрошу прокомментировать итоги воскресных выборов ведущего программы Радио Свобода "Выборы-2000" Михаила Соколова. Михаил, что самое важное в итогах вчерашнего голосования?

Михаил Соколов:

Действительно интересно, что на губернаторских выборах одержали две победы два генерала - госбезопасности и общевойсковой, поддержанные Кремлем. В Воронежской области это начальник местного УФСБ Владимир Кулаков - его кампания строилась на лозунге борьбы с коррупцией в областной администрации, к деятельности которой у воронежцев, действительно, немало вопросов. Кстати, в отличие от своего курского коллеги Суржикова, который проиграл коммунисту Михайлову, Кулаков очень расчетливо занялся своей раскруткой, заранее заручился поддержкой местного телевидения, и остается ощущение, что в кампании был использован весь опыт советского КГБ. По крайней мере, посещавший Воронеж, поддерживавший коммуниста - губернатора Шабанова Геннадий Зюганов публично заявил, что ФСБ задействовала в этой кампании всю свою агентуру. Еще одна победа - Ульяновская область - генерал-лейтенант Владимир Шаманов. За усмирителя Чечни проголосовали 56 процентов избирателей. Видимо, губернатор Юрий Горячев, которого поддержали 23 процента - очень мало, действительно поднадоел за почти полтора десятилетия своего правления в регионе, тем более, что в последнее время экономических успехов там было не много. Кроме того, генералу помог раскол местной власти - против Горячева выступил спикер областной Думы Сергей Рябухин. Интересно, что мэром Ульяновска, по всей видимости, будет полковник ФСБ Павел Романенко, также сумевший сыграть на этой волне. Здесь, конечно, раскручивалась и тема коррупции, потому что Горячев явно помог своему сыну стать крупным предпринимателем и посодействовал его избранию в местный парламент. Шаманова, кстати, поддерживали как коммунисты, так и местное отделение СПС, хотя лидер СПС Борис Немцов от этой поддержки и отмежевался.

Андрей Шарый:

Михаил, вот эти генералы, которые приходят во власть с подачи московских руководителей - имеют ли они основания рассчитывать на то, что позиция центра, позиция Москвы по отношению к ним будет более благоприятной, чем, скажем, к новому руководителю Чукотки Роману Абрамовичу?

Михаил Соколов:

Я думаю, что позиция действительно будет благоприятной, поскольку Шаманов активно, насколько я знаю, консультировался с администрацией президента и вел переговоры с представителями крупного бизнеса. В частности, Анатолий Чубайс обещал генералу помощь при решении энергетических проблем Ульяновской области... Что касается Кулакова, то я думаю, что он использует свои связи, прежде всего, через движение "Единство", через группу "Народный Депутат" - один из лидеров этой группы - Дмитрий Рогозин, активно участвовал в его кампании. Что касается Чукотки, то победа Романа Абрамовича как бы совпадает с желанием Владимира Путина, чтобы крупные промышленники влияли на власть официально, будучи какими-то фигурами не теневыми - либо в парламенте, либо в исполнительной власти. Конечно, Абрамович очень успешно провел свою кампанию, хотя я сказал бы, на грани законности - перед кампанией на полуостров были завезены солярка, водка, продукты, они распределялись, общественные приемные депутата обслуживали население. С точки зрения законодательной, поскольку это было до кампании, подкупом это не считается.

Андрей Шарый:

А вот приход во власть в регионах предпринимателей - кроме Абрамовича на Таймыре сейчас баллотируется довольно молодой предприниматель - глава "Норильского Никеля" - это какой-то политически значимый процесс, или пока можно говорить только об амбициях отдельных олигархов?

Михаил Соколов:

Я думаю, что просто-напросто, бизнесмены считают, что им выгоднее. Например, в Хакасии победил Алексей Лебедь - младший брат Александра. Он получил 72 процента голосов - очень хороший результат. Его поддерживали владельцы Саяногорского алюминиевого комбината и вообще весь концерн "Российский Алюминий", поскольку вся деятельность правительства Хакасии подчинена деятельности алюминиевых магнатов. Им предоставлены крупные налоговые льготы, то есть стоит человек, выражающий интересы бизнеса, как бы опосредованно. А в некоторых случаях, судя по всему, те же бизнесмены не могут договориться с местной элитой, не могут справиться, и вот на Таймыре руководитель Норильской Горной компании Хлопонин идет против губернатора Неделина. По всей видимости, Норильск, который административно пока считается частью Красноярского края, а не округа, сможет стать столицей Таймыра, и тогда это будет такой мощный субъект федерации, по своему влиянию сравнимый с Ямало-Ненецким округом на севере Тюменской области. Все, конечно, зависит от конкретной обстановки.

Андрей Шарый:

Михаил, давайте попробуем подвести итоги: год завершается, как сейчас выглядит политическая карта России с точки зрения прихода к власти губернаторов? По мнению московских руководителей, это благоприятная картина?

Михаил Соколов:

Дело в том, что, конечно, коммунисты сохраняют свои позиции, и на последних выборах они сохранили или получили губернаторские посты в трех регионах: Волгоград - Николай Максюта, Челябинск - Петр Сумин, Костромская область - Виктор Шершунов, но за исключением Костромы, и Сумин, и Максюта - они не чистые коммунисты. Они тоже в некотором роде лоббисты крупных промышленных структур. Максюта защищает интересы "Лукойла", который является в Волгограде нефтяной монополией, а Сумин - Магнитогорского металлургического комбината с оборотом в два миллиарда долларов. И на того, и на другого и крупный бизнес, и Кремль, безусловно, могут опираться, несмотря на их политические связи. В общем, если где-то и проигрывают представители "Единства", официально выставленные от пропрезидентской партии, (а они в этом году проигрывали довольно часто, и коммунисты действительно могут гордиться своими успехами, такими, как победа в Курской области и так далее), тем не менее, все губернаторы, особенно потеряв к концу следующего года места в Совете Федерации, с точки зрения экономической и политической будут вполне управляемы. Они будут встроены в вертикаль, будут слушаться полпредов, и весьма не трудно будет давить на них из Москвы с помощью трансфертов, управляя их поведением.

Андрей Шарый:

А можно ли сказать, что местная власть, региональная власть России становится в результате всего этого менее идеологизированной?

Михаил Соколов:

Я бы так не сказал. На уровне федеральном они действительно менее идеологизированны, поскольку лишаются таких рычагов влияния на федеральную власть, как Совет Федерации и, соответственно, больших амбиций. В то же время, внизу, с точки зрения демократических свобод и прав человека они вполне сохраняют коммунистические привычки, вне зависимости от того, состоят они в "Единстве" или в "КПРФ". То есть они расправляются с оппонентами, давят на СМИ, создают свои пропагандистские монополии на региональном телевидении и так далее. То есть в этом смысле идеология прежняя - идеология номенклатуры и бюрократии.

XS
SM
MD
LG