Ссылки для упрощенного доступа

"10 октября войдет в историю нового российского государства..."


Михаил Соколов, Москва:

Совет Федерации России принял в среду Земельный Кодекс, ранее одобренный Государственной Думой. Во время обсуждения проекта здание пикетировали около 200 человек. Земельный Кодекс получил поддержку 103 членов Совета Федерации. Во вторник президент России Владимир Путин высказался за скорейшее одобрение документа и прокремлевская группа "Федерация", имеющая в палате около 90 голосов, приняла решение о солидарном жестком голосовании. Левые попользовали парламентскую трибуну Совета Федерации в пропагандистских целях. Атакой при попустительстве спикера Егора Строева с галерки руководил лидер компартии Геннадий Зюганов. Коммунисты грозили Конституционным судом поскольку, по их мнению, Дума нарушила процедуру закона, не учтя протесты 36 законодательных собраний региона. В группе "Федерация" считают, что такой возможности нет - надлежащим образом оформлены решения не более десятка регионов. Единственным комитетом, не одобрившим Земельный Кодекс, был аграрный. Его глава - белгородский губернатор Евгений Савченко убеждал коллег: продажа земли иностранцам опасна. Главу Алтайского краевого совета Александра Назарчука расстраивало то, что Земельный Кодекс закрепляет в собственности все то, что уже было продано. Назарчук утверждал, что Кодекс запустит приватизацию лесного земельного фонда:

Александр Назарчук:

Чего мы торопимся? Ну, давайте сядем, снимем эти разногласия. 62 процента земель - кроме земель лесов первой группы - всем завтра можно будет приватизировать по этому Кодексу. Значит, все единодушно принимают...

Михаил Соколов:

Консерваторы предлагали создать согласительную комиссию. Тезис о предстоящей распродаже лесного фонда опроверг сенатор Иван Стариков, а глава парламента Татарстана Фарид Мухамедшин доказывал эффективность приватизации земли, уже проведенной в республике. Член Совета Федерации Михаил Одинцов поставил вопрос ребром:

Михаил Одинцов:

Никогда не договорятся те, кто за приоритет собственности, с теми, кто против этого приоритета. Когда выбирался наш президент - он как раз провозглашал приоритет собственности и приоритет рыночных отношений. Так вот, мы должны определиться: мы с политикой президента или против политики президента.

Михаил Соколов:

Вслед за коммунистами, говорившими о земле, как о моральной категории, кубанский сенатор Николай Кондратенко перевел спор во внеэкономическую плоскость, пустив в ход аргументы шовинистического свойства:

Николай Кондратенко:

Русский продавал подворье - кто покупал? Покупал армянин. Армянин, еврей, опять армянин, опять еврей. Турок-месхетинец. Где деньги берет? С Турции везет и покупает. Русские - неплатежеспособны, и другие коренные народы России.

Михаил Соколов:

От неисправимого борца с инородцами безуспешно требовали извинений, а Рамазан Абдулатипов решил парировать выступление, рассказав о земельных аукционах в Саратовской области:

Рамазан Абдулатипов:

К сведению Николая Игнатьевича должен сказать, что евреи не принимали участия, армяне - принимали участие только один человек, русских - 92 процента, казахов - 6 процентов...

Михаил Соколов:

Высокий такт показал и спикер Егор Строев:

Егор Строев:

Не было до сих пор, за 8 лет, этой темы в этом зале. Это получается как в том анекдоте - самый короткий анекдот, какой? Еврей-колхозник. Так и тут получится, в Саратовской области, не будем это говорить.

Михаил Соколов:

После столь плодотворного обмена мнениями дискуссия завершилась. Министр экономического развития Герман Греф в который раз объяснил: Кодекс - компромиссная норма, перечень пограничных земель, которые не продаются иностранцам, установит своим указом президент. Товарищества собственников жилья сохраняют право бесплатной приватизации участка под многоквартирным домом. Лесной фонд находится за пределами оборота. Главное, по мнению Грефа - на свет выводится черный рынок земли. Сегодня официально участки для "своих" оформляют по цене в пять ставок земельного налога при реальной цене в тысячи долларов за сотку.

Герман Греф:

Этот закон, в первую очередь, направлен на то, чтоб ликвидировать теневой оборот земли. Когда 10 тысяч процентов приносит теневая продажа земельного участка, то оборот земли сопоставим по своей доходности с наркотиками, торговлей оружием и другими такого рода видами теневого, или "черного" бизнеса. Этот закон направлен, в первую очередь, на то, чтобы закрыть эти возможности, на то, чтобы эти доходы стали получать региональные и муниципальные бюджеты.

Михаил Соколов:

106 голосами одобрен и закон о введении в действие Земельного Кодекса - несмотря на возражения мэра Москвы Юрия Лужкова. Член группы "Федерация", бывший директор совхоза сенатор Иван Стариков не сомневается: Земельный Кодекс президент подпишет:

Иван Стариков:

10 октября войдет в историю нового российского государства, потому что сегодня дан реальный толчок земельной реформе, в значительной степени поставлены барьеры на пути криминального, теневого оборота земли. Это значит, что инвестиционная привлекательность России, которая крайне нуждается сегодня в инвестициях извне, в значительной степени повысится и, наконец, это означает, что Россия, наконец-то, определилась в этом ключевом вопросе и выбрала путь, который она декларировала, но пока законодательно-то не подтверждала - путь построения в России эффективной рыночной экономики.

Михаил Соколов:

Вы не опасаетесь, что Земельный Кодекс может быть обложен дополнительными какими-то инструкциями, указами?

Иван Стариков:

Есть Конституция Российской Федерации. Есть порядок иерархии, четко сказано, что на первом месте стоит Конституция Российской Федерации, потом квалифицирующие законы - Гражданский кодекс, Земельный Кодекс, Лесной, Водный и так далее. Далее идут федеральные законы, потом указы президента, потом постановления правительства. Если вы посмотрите закон о введении Земельного Кодекса, то там отменяется просто целый перечень указов президента и постановлений правительства, которые раньше в значительной степени запутывали земельные отношения и препятствовали, в значительной степени, практике правоприменения. Поэтому публичность и прозрачность земельного рынка в России с принятием Земельного Кодекса наступает, и это не позволит чиновнику сегодня получать взятки в виде административной ренты. Я уж не говорю про то, что есть земли в ограниченном обороте, их перечень достаточно исчерпывающий, если вы обратились, то в течение двух недель вам должны дать решение о том - предоставляют ли эту землю вам в собственность, можете ли вы купить или нет, и если отказывают, то на каком основании. (Раньше этого не было, можно было годами ходить к чиновнику, он с вас вымогал взятки под разными предлогами...) И в течение семи дней вам должны соответствующую бумагу выдать на руки.

Михаил Соколов:

И вы можете ее обжаловать?

Иван Стариков:

Безусловно. Обратиться в суд. Я думаю, что ретивость брать поборы и мордовать граждан - в значительной степени сократится у чиновника поле для такого вольного принятия решений.

Михаил Соколов:

Закон об обороте сельскохозяйственных земель, по словам министра Германа Грефа, будет разработана примерно за полгода и принят в 2002-м году.

XS
SM
MD
LG