Ссылки для упрощенного доступа

Новый сезон на российском телевидении


Анна Качкаева:

Сегодня вместо привычного логотипа в эфире ТВ-6 завертелся кубик-шестигранник. Этот главный элемент оформления канала распадается на плоские квадратики, сотые, многогранники, разбегается вертикалями и диагоналями по синему, сиреневому и серому фону. Кубик, как и зеленую горошину прежнего НТВ, придумал телевизионный дизайнер Семен Левин. Буква "Т" - первая буква логотипа ТВ-6 сменила привычную плоскую крышу на крышу домиком и теперь напоминает оранжевую стрелку, которая указывает вектор движения. Вместо программы "Сегодня" - программа "Сейчас". Вместо "Часа быка" - "Назло"; "Опасный мир" с Андреем Норкиным и "Грани" с Владимиром Кара-Мурзой. Двухчасовой шаг новостей, полностью изменившиеся оформление, логотип и цвета - обновленная "шестерка" первой из российских общенациональных каналов открыла новый телевизионный сезон. Если кубический многогранник как главный элемент оформления можно расшифровывать и как символ многогранности, комбинирования, и даже игры, то про новые названия программ этого не скажешь. Судя по всему, набор емких и выразительных слов для названий исчерпан. В слоганах и девизах нового сезона тоже нет ничего экстравагантного и амбициозного, типа "Новости - наша профессия". "Ваше телевидение", "ваше кино", "ваши ведущие" - такие ролики замелькали в межпрограммном пространстве шестого канала. Четвертый, который через неделю также выйдет в новом оформлении, лозунгом сезона избрал слова: "НТВ - новое телевидение". Причем руководители канала неоднократно подчеркивали, что этот девиз вовсе не расшифровка канала, а просто лозунг наступившего сезона. В каком-то смысле лозунг отражает ситуацию: после драмы старого НТВ оставшееся НТВ - действительно телевидение новое.

Телевизионные каналы начинают новый телевизионный сезон без широкомасштабных презентаций, празднеств и рекламных акций. Несколько камерных пресс-конференций, несколько публикаций в газетах, и - промо-ролики, то есть, реклама самих себя в собственном эфире. Общефедеральные каналы, похоже, заняли свое место в общественной иерархии. По большому счету, теперь все равно, по какому каналу смотреть новости. В вещательных сетках стало меньше политических программ. Зато увеличилось количество передач о разного рода курьезах, игр, сериалов, особенно отечественных. Из всех главных функций - информировать, освещать, развлекать, в новом сезоне телевидение сосредоточилось на третьей, и, судя по новым сеткам вещания, развлечение и есть основной лозунг телевизионного сезона.

Два шумных проекта, появление которых сопровождается слухами и предваряется спорами об этичности и чувстве меры, куплено за границей: интеллектуально-азартная игра со зловещим названием "Алчность" стартует на НТВ,Ю а шоу "Последний герой" будут показывать по ОРТ. Там зрителям предстоит наблюдать, как из 17 отобранных смельчаков, высаженных на необитаемом острове где-то вблизи Панамы, будет "выживать" всего один - то есть, победит в игре и получит три миллиона рублей один "выживший" герой.

Из эфира ОРТ на канал "Культура" сослали Хрюшу и Степашу - им на неагрессивном и безрекламном канале спокойно. Да и длительность этой программы увеличится, и мультфильмы на ночь дети снова будут смотреть полностью. Правда, привычка к каналу-вещателю - дело чрезвычайно серьезное, привычка эта формируется годами. И так же, как многие прежние зрители НТВ так и не привыкли искать знакомые лица на шестой кнопке, так и переселение детской программы-долгожительницы с первой кнопки на пятую может ее похоронить. Отсутствие новых идей и бесконечное тиражирование уже известного - еще одна особенность наступившего сезона. На разных каналах я насчитала десять похожих по форме и содержанию программ. "Независимое расследование" на ОРТ, "Очная ставка" на ТВ-6, "Я сама" без Меньшовой на ТВ-6 и "Продолжение следует" с Меньшовой на НТВ. "Глас народа" с Сорокиной на ТВ-6 и "Свобода слова" с Шустером на НТВ. "Ночной Дибров" на ОРТ, "Ночной Гордон" на НТВ. "Впрок" на НТВ, "Экспертиза" на РТР, и это не считая семейно-дамско-стиральных дневных шоу - на всех каналах без исключения.

Размножились передачи, подводящие итоги недели. Помимо Познера с "Временами", Киселева с "Итогами" и Сванидзе с "Зеркалом" в осеннем эфире добавятся воскресные "Вести" с Ревенко и "Намедни" с Парфеновым. Государственный пропагандист и главный телевизионный стилист появятся в эфире РТР и НТВ в главное вечернее время воскресного дня - в 21 час.

О новом телевизионном сезоне я разговаривала с обозревателем "Общей Газеты" и ведущей программы "Пресс-клуб" Ириной Петровской.

Минувший год был драматичным для всего телевидения, была бурная весна, можно ли сказать, что наступает спокойная осень, по вашему ощущению?

Ирина Петровская:

По моему ощущению она неспокойная, она продолжение того года в том смысле, что теперь все будут доказывать, что все жертвы были принесены не зря. И будут они доказывать это не зрителю, как мне кажется, а друг другу. И будем мы, значит, это наблюдать и, по-своему, это, наверное, интересно.

Анна Качкаева:

Хотя я понимаю, что довольно глупо рассуждать о том, чего пока еще не видел, но вот по анонсам и по новым программам, которые уже стоят в сетках вещания канала, как вам кажется, каким будет телевидение этого сезона?

Ирина Петровская:

Мне кажется, что будет все-таки в большой степени в этом сезоне уклон в то, что я называю про себя "про это", но это необязательно до такой степени откровенный разговор, который в свое время был у Елены Ханги, но про это - в смысле про частную жизнь, всякие семейные обстоятельства, женские, детские, не именно в таком социокультурном смысле, а в самом примитивном, бытовом, когда будут смаковаться разные подробности разводов, измен и так далее - вот то что мы наблюдаем в "Большой стирке" ОРТ - это преподносят как огромное свое достижение. То же самое, как я понимаю, появится на НТВ - женское шоу "Просто Марина", на РТР появится такое же ток-шоу Татьяны Веденеевой, это, кстати, некая гарантия, что все-таки будет не совсем коммиссаровщина и "моя семья"... И второе - конечно, развлекательное направление ( хотя то, о чем я говорила, тоже в известном смысле развлекательное) - "Алчность", "Миллионеры", "Последний герой" - аннонсированное на ОРТ супершоу на выживание. И я думаю, что постепенно совсем отойдет вот на периферию политика и такая политическая аналитика, которая составляла примету многих телевизионных сезонов последних лет.

Анна Качкаева:

То есть, в общем, эпоха телевидения такого "мессианского", телевидения на баррикадах закончилась, телевидение превратилось в индустрию, где все поставлено на поток, где все подешевле и некоторая игра на человеческих страстях - то, что раньше критики и ученые называли смещением в массовую культуру?

Ирина Петровская:

Это такой, мне кажется, абсолютно объективный процесс, это во всем мире происходит, и наше-то телевидение слишком долго было на баррикадах. Уже даже когда баррикад не осталось - оно все еще их возводило. Другой вопрос - вот именно, что дешевле, это, конечно, не всегда хорошо и может означать именно дешевое зрелище для, пусть меня простят многие зрители - для тупоголовых. Направление - оно ничем не отличается от того, что происходит везде, просто у нас вообще к телевидению отношение все это время было особое. Именно как к миссионеру, как часто к учителю, что-то что не присуще на самом деле обыкновенному средству информации, мы его демонизировали и так далее, а сейчас оно в каких-то проявлениях, может, станет более-менее нормальным.

Анна Качкаева:

То есть, вы согласны с мыслью одного вашего коллеги и в некотором роде законодателя мод, который недавно мне сказал: "Журналистика - это все то, что интересно, и не более того, потому что везде даже новости стали развлечением", - это нормально?

Ирина Петровская:

Вообще, сам по себе посыл, что журналистика - это то, что интересно - он имеет право на существование. Другое дело, что поскольку у нас по-прежнему не налажены никакие механизмы взаимодействия общества с властью, с какими-то институтами чиновничьими, то у нас еще средства массовой информации помимо этого брали на себя несвойственные им функции - это было справедливо и правильно, они боролись за справедливость, в каких-то своих проявлениях, они помогали, тоже редко, но помогали все-таки людям преодолевать вот эти вот барьеры, чиновничьи в том числе. Останется ли это? Я не знаю. Если бы осталось - было бы, наверное, неплохо. Потому что еще пока у нас, к сожалению, все демократические механизмы дремлют.

Анна Качкаева:

Как вам кажется, как будет выглядеть власть в этом году?

Ирина Петровская:

Мне кажется, власть в этом году на экране будет выглядеть, с одной стороны - серой и незаметной, а с другой стороны она всячески будет пытаться дать понять, что "вот, наконец-то они занялись каким-то делом, рутинным, и это неинтересно массовому зрителю". Во всяком случае, ярких особенно персон, кроме Шандыбина, да? - нет в таком политическом спектре, а все остальные будут скучными серыми чиновниками, и я думаю, это будет сделано намеренно, потому что, во-первых, они действительно такие и тут как бы улучшить что-либо можно только, если очень и очень стараться. А во-вторых, мне кажется, сейчас идет такое направление - дать понять людям, что власть - это тоже не миссионеры и не кто-то особенный, а непосредственные исполнители воли избирателя, то есть, назначенные нами люди на определенные должности. Другой вопрос - будут ли они отчитываться, рассказывать, что они как делают - наверное, где-то будут. Но в любом случае мне кажется, что вообще политика уйдет на периферию, а уж к концу следующего года мы вообще забудем о некоторых персонах, в том числе и телевизионных, которые на этом делали свою славу, имидж.

XS
SM
MD
LG