Ссылки для упрощенного доступа

Память о Петре Столыпине в Саратове


Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют корреспондент Радио Свобода в Саратове Ольга Бакуткина и нью-йоркский комментатор РС Борис Парамонов.

Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков и скульптор Зураб Церетели в год 90-летия смерти Петра Столыпина намереваются воздвигнуть памятник великому реформатору на его родине. Общественность Саратова к этой идее относится без восторга. Расскзщаывает наш корреспондент Ольга Бакуткина:

Ольга Бакуткина:

Саратовские архитекторы и художники против того, чтобы автором памятника Петру Столыпину в городе стал Зураб Церетели - заявил председатель Поволжского отделения Российской Академии Наук Анатолий Учаев. Идея создания памятника великому реформатору возникла у саратовского губернатора давно, и в этом году, когда исполняется 90 лет со дня смерти Столыпина, должна быть реализована.

Вероятно, масштаб творчества Зураба Церетели наиболее близок Дмитрию Аяцкову, поскольку именно с этим скульптором обсуждался проект памятника и место, где он может быть установлен. Петр Столыпин - самый известный саратовский губернатор, является образцом для губернатора нынешнего. Село, в котором провел детство Дмитрий Аяцков, переименовано в Столыпино, фойе правительства и кабинеты высоких чиновников украшают столыпинские бюсты, а в публичных выступлениях губернатор часто ссылается на великого предшественника. Журналисты любят вспоминать, как при встрече французской делегации и обмене подарками Дмитрий Аяцков сказал: "Вы подарили мне галстук французский, а я вам дарю наш - столыпинский".

То, что губернатор с идеей памятника обратился именно к Зурабу Церетели, не случайно. Саратовцы помнят историю грандиозного проекта создания на острове Казачий посередине Волги памятника губернии - женской фигуры в масштабе волгоградской Матери-Родины, но остров оказался слишком мал для столь громоздкого сооружения, к тому же не решили, как собственно должна выглядеть губерния: с серпом в руках - архаично, с венком на голове - непонятно. Вообще, за время губернаторства Аяцкова город приобрел большое число вызывающих неоднозначную реакцию памятников. Так бюст первому секретарю обкома партии Александру Шебаеву родственники вынуждены были забрать с набережной домой, поскольку его регулярно сбрасывали с постамента. За забором комплекса правительственных зданий, а потому - в целости и сохранности, расположен памятник Сердцу губернии. Судя по жестким разломам абстрактной фигуры, сердце это не раз переживало предынфарктные состояния. Есть на набережной Волги и памятник влюбленным - два жестяных профиля лиц без каких либо половых признаков заставили город говорить о том, что увековечена любовь в нетрадиционных ее формах...

Так что, памятник Петру Столыпину наверняка будет. Что касается авторства, то окончательное решение, по словам губернатора, должна принять областная общественная палата. Впрочем, Саратовская художественная общественность ничего не имеет против дарования и организаторских способностей Зураба Церетели. Председатель Поволжского отделения Российской Академии Художеств Анатолий Учаев сказал, что саратовцы будут рады, если Церетели, как и планировалось, примет участие в реконструкции городских площадей.

Андрей Шарый:

Память о Петре Столыпине в Саратове. У микрофона с комментарием Борис Парамонов:

Борис Парамонов:

Открытие этого памятника, сама идея его - отрадное известие и событие, полное глубокого символизма. Памятник Столыпину уже существовал - в Киеве, в том городе, где убили этого выдающегося государственного деятеля, последнего русского политика большого стиля. Понятно, почему большевики снесли тот памятник: Петр Аркадьевич Столыпин заложил такой камень в постройку будущей России, который им было не переступить. Ни Керенский, ни даже Деникин с Колчаком не были такой для них опасностью как тот человек, который направил Россию на путь подлинной цивилизации. Столыпинская реформа - уничтожение крестьянской поземельной общины - призвана была создать подлинно гражданское общество мелких и средних собственников, ликвидировать базу коллективистского русского менталитета. По словам самого Столыпина, предел требуемого для этого времени - 1930-й год, после которого процесс стал бы необратимым. Помешала не только смерть Столыпина в 1911-м году, помешала роковая для всего мира война. Сейчас Россия номинально вернулась на прежний, назовем его столыпинским, путь. О том, призван свидетельствовать и воздвигнутый ему памятник. Но возвращение на этот путь дается с трудом. Станет ли номинальное реальным? Овеществлятся ли символы? Памятник поставлен, но есть ли в стране живой Столыпин?

XS
SM
MD
LG