Ссылки для упрощенного доступа

Разговоры о налоговой амнистии в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Участвуют беседовавший с председателем Бюджетного комитета Государственной Думы Александром Жуковым и лидером СПС Борисом Немцовым экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов и беседовавший с сотрудником вашингтонского института Кейто Эдвардом Хаджингсом нью-йоркский корреспондент РС Юрий Жигалкин.

Андрей Шароградский:

На этой неделе появились довольно неожиданные для многих сообщения, а точнее, скорее, предположения о том, что осенью Государственная Дума может объявить очередную амнистию - на этот раз налоговую. Впрочем, в правительстве России подобный шаг считают нецелесообразным. Тему продолжит наш экономический обозреватель Иван Трефилов:

Иван Трефилов:

По мнению председателя бюджетного комитета Государственной Думы Александра Жукова, только налоговая амнистия позволит вернуть в Россию и легализовать доходы граждан, сокрытые ранее от налогообложения или полученные с нарушением валютного законодательства. Жуков говорит, что раньше - при слишком высоком налоговом бремени и запутанности налоговой системы - фактически невозможно было оплатить все налоги в соответствии с законом, и эти нарушения не должны быть препятствием для притока инвестиций в экономику России. Действительно, за последние годы на зарубежных счетах российских граждан осели гигантские средства. Заместитель секретаря Совета безопасности страны Вячеслав Салтаганов предполагает, что за десятилетие эта сумма уже достигла 130-140 миллиардов долларов. Только в прошлом году, по оценке бывшего главы МВФ Мишеля Камдессю, из России в нарушение ее законодательства было выведено 30 миллиардов долларов. Теперь же, после либерализации налогового законодательства, эти капиталы власти собираются возвращать. Александр Жуков говорит, что их владельцам предложат уплатить обычный подоходный налог - 13 процентов, без каких либо иных санкций. В том, что предлагаемые меры помогут, уверены далеко не все. Специалисты говорят, что после законодательного снижения налогового бремени владельцы полулегальных состояний и так получили все возможности вывести их из тени, и сама амнистия ничего не даст. Так считает и бывший первый вице-премьер правительства, а ныне лидер СПС - Борис Немцов:

Борис Немцов:

Вообще, после того, как введен 13-ти процентный подоходный налог, то это уже и есть амнистия. Бизнесмены российские уже придумали кучу изощренных способов, как абсолютно легально, используя 13-ти процентный подоходный налог, амнистировать капиталы. Могу рассказать вам - один из способов. Я правда, не очень большой специалист, но... покупаются акции, либо векселя компании "Три толстяка", или, наоборот - "Три узника Освенцима" - не имеет значения, потом вдруг эти акции вырастают в цене в сто раз, и вам компания, у которой вы купили акции, выплачивает эту сумму, и вы с нее платите подоходный налог - 13 процентов. Поэтому с точки зрения легализация амнистия уже состоялась тогда, когда депутаты нажали на кнопку, что подоходный налог самый низкий в Европе.

Иван Трефилов:

Александр Жуков говорит, что депутаты пока не проводили детальных согласований собственного проекта в правительстве и администрации президента. Однако, он надеется, что понимание необходимости объявления налоговой амнистии там есть. По словам Жукова, эта тема уже не раз обсуждалась при принятии закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем:

Александр Жуков:

Судя по тому, что правительство как бы согласилось с предложением о том, что нужно вывести из закона о противодействии легализации налоговые, финансовые и валютные преступления, то это само по себе уже показатель - раз мы не преследуем за легализацию этих денег, то значит нужно как-то их стимулировать. Фактически мы уже по подоходному налогу приняли ряд поправок, которые дают возможность гражданину заявить как свой доход почти все что угодно и заплатить 13 процентов, и фактически его не спросят, где он взял деньги.

Иван Трефилов:

Вступление в силу с 1 января будущего года закона о противодействии отмыванию преступных доходов создает еще одну проблему для идеологов налоговой амнистии: они говорят, что нажитые в результате фискальных правонарушений капиталы станут считаться легализованными сразу после уплаты налогов, однако, по мнению Бориса Немцова, отличить их от действительно преступных накоплений властям будет крайне нелегко:

Борис Немцов:

Если мы говорим, что никаких изъятий, что все те, кто откроют счета и занесут деньги, имеют право заплатить налог и спать спокойно, то как насчет наркоденег, как насчет денег от торговли оружием, как насчет всяких "общаков", колумбийских картелей и так далее?.. В Казахстане, я знаю, есть эффект. Может быть, это как раз и некоторых стимулирует... Дело в том, что закон вступает в силу с 1 января, то есть, сделать это прямо осенью - ну, например, с 1 ноября по 1 января, то есть, в течение двух месяцев все те, кто откроют счета и занесут деньги, будут добросовестными налогоплательщиками. Есть одна проблема, по-моему, она состоит в том, что народ настолько не верит власти по-прежнему, настолько считает, что все равно "кинут", что двух месяцев будет явно недостаточно.

Иван Трефилов:

Пока Александр Жуков затрудняется говорить, насколько эффективной может стать налоговая амнистия. Он считает, что даже если в Россию вернется около 50 миллиардов долларов, то это будет большим достижением. Для сравнения: эта цифра превышает объемы всех прямых и портфельных инвестиций, сделанных в российскую экономику за последние годы. Между тем, несмотря на весь оптимизм депутата, правительственные чиновники пока не готовы публично поддерживать его инициативу. Первый заместитель министра финансов России Сергей Шаталов заявил во вторник "Интерфаксу", что проведение налоговой амнистии сейчас нецелесообразно, так как она не даст ожидаемых результатов и будет несправедлива по отношению к законопослушным налогоплательщикам. По его словам, этот вопрос правительство рассматривало неоднократно на протяжении последних лет, и необходимости в амнистии не увидел. Шаталов уверен, что возврату вывезенного ранее капитала может помочь не отпущение старых грехов, а оздоровление экономики и улучшение инвестиционного климата в стране в целом.

Андрей Шароградский:

Вообще налоговые преступления не являются чем-то из ряда вон выходящим, причем не только в России и во всем мире. Люди - и богатые, и не очень, самыми разнообразными способами пытаются уклониться от уплаты налогов, кроме того, существуют многочисленные фирмы, дающие советы, как не платить налоги и оставаться безнаказанным. И налоговая амнистия - в мире тоже явление далеко не уникальное. Но, вот, например, в США Налоговая служба - одна из крупнейших государственных институций в Соединенных Штатах, обладающая большими правами в общении с налогоплательщиком. Каким путем она взимает налоги и как стимулирует их выплату? Рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Налоговая инспекция для подавляющего числа американцев - единственная государственная служба, с которой они сталкиваются в течение жизни, заполняя ежегодную налоговую декларацию - ритуал хорошо знакомый каждому совершеннолетнему жителю страны. Заполнив многостраничный документ, обозначив доходы и расходы, выплатив полагающееся или, получив с государства излишек, выплаченный в течение года, средний американец сворачивает отношения с государством до следующего года, в лучшем случае, если налоговая инспекция не заподозрила его в укрывании доходов. И тогда спастись от преследования налоговой инспекции почти невозможно. В свое время именно жертвой налоговой инспекции стал легендарный бесстрашный и кровожадный гангстер Аль Капоне, который, в конце концов, сел в тюрьму не за свои, так сказать, прямые преступные деяния, а за неуплату налогов с доходов. В начале девяностых годов за то же самое в тюрьму была отправлена престарелая мультимиллионерша владелица сети отелей-люкс Леона Хелмсли.

Как американская налоговая служба определяет задолжали ли вы государству или нет, и как она добивается выплаты налогов? Вопрос сотруднику вашингтонского института Кейто Эдварду Хаджингсу:

Эдвард Хаджингс:

С большинства американцев налоги удерживаются в течение года работодателями согласно законодательству, обязывающему фирмы и компании отчислять часть зарплаты в качестве налогов. В конце финансового года в налоговой декларации каждый из нас указывает, сколько мы заработали, сколько мы уплатили налогов за год и какие суммы с доходов мы можем списать, скажем, на бизнес или на другие, не подлежащие обложению налогом, доходы. В результате мы либо должны доплатить необходимую сумму, либо получить с государства возврат за переплаченное в течение года. Налоговые инспекторы проверяют налоговые декларации выборочно, обычно - у тех людей, у кого есть возможности для манипуляций доходами. Если они подозревают, что кто-то не доплатил, они требуют от человека представить все документы, подтверждающие доходы и расходы до единого доллара. В наихудшем для налогоплательщика случае у государства есть право потребовать от работодателя отчислений будущей зарплаты в счет неуплаты налогов или, если в результате уклонения от налогов государство потеряло огромные суммы, оно может обратиться в суд с требованием наказать нарушителя более серьезно. Точно так же и налогоплательщик имеет право обратиться в суд, если он считает, что налоговая служба преследует его необоснованно. Все это очень серьезные отношения.

Юрий Жигалкин:

Существует ли в Соединенных Штатах серьезная проблема неуплаты налогов? Бывали ли случаи, когда государству приходилось объявлять налоговую амнистию для того, чтобы получить массовые недоимки?

Эдвард Хаджингс:

Проблема уклонения от выплаты налогов существует, поскольку многие предприниматели считают несправедливым уровень налогов, доходящий в определенных случаях до сорока процентов от заработанного. Именно поэтому некоторые из них даже отказываются от американского гражданства, чтобы уберечься от огромных выплат. Тем не менее, американское правительство, насколько мне известно, никогда не прибегало к крупномасштабной амнистии, но время от времени налоговая служба отодвигает на несколько месяцев крайний срок выплаты налогов, который выпадает на 15 апреля, обещая опоздавшим не штрафовать их и не начислять пеню на их долги. Но, как правило, государство не склонно идти на послабления. В том же, что касается России, то, на мой взгляд, идея налоговой амнистии совершенно уместна там, поскольку в течение многих лет от россиян требовали непомерных налогов, это выглядело экспроприацией.

XS
SM
MD
LG