Ссылки для упрощенного доступа

"Губернаторы вряд ли сумеют проводить ту политику, которая не устраивала бы Кремль..."


Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют: побывавший в Иркутске корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров, нижегородский журналист Сергей Целибеев, обозреватель отдела политики "Общей Газеты" Елена Дикун, ведущий программы Радио Свобода "Выборы-2001" Михаил Соколов.

Андрей Шарый:

Итак, губернатором Нижегородской области избран депутат Государственной Думы коммунист Геннадий Ходорев. За него проголосовали 60 процентов избирателей, его соперник - нынешний глава областной администрации Иван Скляров - получил около 27 процентов голосов. Репортаж журналиста Сергея Целибеева:

Сергей Целибеев:

Геннадий Ходырев сообщил журналистам, что он рассчитывал на победу на губернаторских выборах и реально оценивал свои шансы. По его словам, большой разрыв по количеству набранных голосов между ним и Иваном Скляровым объясняется тем, что жители Нижегородской области устали от старого правительства и губернатора, и хотят перемен. Ходырев отметил, что он готов идти на диалог с полпредом президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко, с которым у него всегда были хорошие отношения. Ходырев также подчеркнул, что будет сотрудничать с правительством Нижегородской области, но не исключил кадровых перестановок после своей победы на выборах. "С Иваном Скляровым я буду вести дополнительный диалог и, возможно, ему будет предложена какая-нибудь должность", - отметил Ходырев. Действующий глава области Иван Скляров фактически признал победу Ходырева. Он заявил журналистам, что завершилась изнурительная предвыборная гонка и выразил надежду, что работа нового губернатора не разочарует тех, кто голосовал за него. Геннадий Ходырев принял решение приостановить свое членство в КПРФ на период пребывания на посту губернатора.

Андрей Шарый:

В тот же день первый тур губернаторских выборов состоялся в Иркутске. Ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Из Иркутска только что вернулся наш специальный корреспондент Мумин Шакиров:

Мумин Шакиров:

Действующему губернатору Иркутской области Борису Говорину не хватило для победы на выборах главы региона с первого раза около пяти процентов голосов избирателей. Он набрал 45 процентов в первом туре. Утешением для него может стать лишь значительный - в 20 процентов - отрыв от ближайшего преследователя - депутата Государственной Думы от фракции КПРФ, и одновременно - лидера местной компартии Сергея Левченко. До начала выборов выход во второй тур прогнозировали не коммунисту Левченко, а другому претенденту на губернаторское кресло, известному региональному политику, члену Совета Федерации от Законодательного собрания Валентину Межевичу. На протяжении всей предвыборной кампании жесткая борьба с применением так называемых "грязных технологий" шла преимущественно между губернатором Говориным и сенатором Межевичем - давними оппонентами и соперниками. Депутат Левченко по рейтингам шел на третьем месте, но на финише вырвался вперед. Всего в компании участвовали 7 претендентов. За месяц до голосования Межевич и Левченко плюс еще несколько кандидатов невольно оказались союзниками. Виной тому пресловутый "административный ресурс" губернатора Бориса Говорина - так считают его оппоненты, в том числе и депутат Госдумы Сергей Левченко:

Сергей Левченко:

Все программы - мы ведем их хронометраж, отслеживаем - более чем 80 процентов заполнены информацией положительного свойства о действующем губернаторе.

Мумин Шакиров:

Помимо преимущества в электронных средствах массовой информации, по мнению соперников, губернатор получил поддержку от местных правоохранительных органов - руководителя регионального УВД генерал-майора Александра Россова наблюдатели назвали ключевой фигурой в области, играющей на стороне администрации. Задержание агитаторов, расклеивающих и распространяющих рекламные плакаты, и листовки, и изъятие материалов сотрудниками УВД - это не полный перечень обвинений в адрес иркутских милиционеров и их могущественного начальника Россова. Большой резонанс вызвал инцидент с арестом двух "КАМАЗов" с печатной продукцией, принадлежащей противникам главы региона. Все эти факты, по мнению оппонентов Бориса Говорина, подтверждают ангажированность силовых структур. Но сам губернатор категорически отвергает все обвинения в свой адрес и уверен, что милиционеры действовали в соответствии с законом:

Борис Говорин:

Все задержания - я слышал и видел этот репортаж по телевидению - двух "КАМАЗов", которые шли с Красноярского края - они были осуществлены на основе действующего законодательства, и прокуратура там проверяла законность, поэтому милиция действовала в рамках законодательства действующего. Никаких нарушений этого законодательства не зафиксировано...

Мумин Шакиров:

Но успех его в первом туре очевиден. Постоянное мелькание на экране во время ликвидации последствий наводнений, прошедших в июне, и активное участие в расследовании причин катастрофы авиалайнера "ТУ-154" в это же время сыграло свою роль. Борис Говорин предстал перед избирателями эффективным управленцем. Главным его предвыборным девизом стал лозунг: "Зимние Олимпийские игры 2010-го года в Приангарье". Следующий тур губернаторской гонки состоится 19 августа этого года.

Андрей Шарый:

Итоги состоявшихся в Нижнем Новгороде и Иркутске выборов я попросил прокомментировать обозревателя отдела политики "Общей Газеты" Елену Дикун - по телефону на линии связи с нашей московской студией, и политического обозревателя Радио Свобода Михаила Соколова.

Михаил, итоги выборов в Нижнем Новгороде довольно неожиданные, чем, на ваш взгляд, вызвана столь убедительная победа кандидата коммунистов?

Михаил Соколов:

Я думаю, что убедительная победа Геннадия Ходырева связана, прежде всего, с особенностями нижегородской кампании и собственно с личностью победителя. Особенность нижегородской кампании в том, что был довольно серьезно задействован ресурс федеральной власти, ее поволжского представительства и собственно Сергея Кириенко. В первом туре Кириенко ставил задачу не допустить к участию во втором туре Андрея Климентьева -человека с криминальным прошлым, и этого с успехом добился. Вторая его задача была - привести к власти в области максимально управляемого кандидата. Было три кандидата, которые подходили для федеральной власти - Вадим Булавинов, Иван Скляров - губернатор, и Геннадий Ходырев. Получилось так, что в этой борьбе в первом туре удалось протащить во второй именно Ивана Склярова, наиболее удобного для Сергея Кириенко, но давно потерявшего в глазах жителей области политический товарный вид руководителя; и после этого Геннадию Ходыреву, человеку, управлявшему областью в начале 90-х годов, опытному хозяйственнику, бывшему министру по антимонопольной политике, удалось сформировать нечто вроде такой коалиции с политиками некоммунистического толка, прежде всего - с членом СПС Дмитрием Савельевым, доказать многим избирателям, что он не стандартный коммунист. Что полная правда: по своим взглядам он скорее, где-то социал-демократ, где-то технократ... И он сумел блестяще выиграть эти выборы.

Андрей Шарый:

Геннадий Ходырев сразу после победы на выборах заявил о том, что он приостанавливает, замораживает свое членство в коммунистической партии и намерен сдать партийный билет. Елена Дикун, по вашему мнению, это свидетельство новой политической моды, или? Что вы видите за этим заявлением?

Елена Дикун:

Тут надо учитывать ситуацию в Нижнем Новгороде - этот регион всегда называли "колыбелью реформ", еще со времен Бориса Немцова. Ходырев производит впечатление человека очень прагматичного, которому совершенно несвойственны какие-то ультракоммунистические взгляды. Может быть, сдавая свой партбилет, Ходырев исходил из той ситуации, что если Нижний возглавляет коммунист, то в демократическом регионе это может вызвать накал страстей. А Ходырев как человек прагматичный не хотел, чтобы это происходило. Это такой довольно идеалистический взгляд, но мне кажется, здесь может быть еще один момент. Дело в том, что Ходырева действительно, в расчет, что называется, не брали. Задача Кириенко главная была - не допустить Климентьева к выборам, а Ходырев - я несколько раз общалась с Кириенко, когда шли выборы, и он вообще стоял где-то очень на заднем месте. Не исключено, что Кремль просто договорился с Ходыревым, что он на время губернаторства приостановит членство в компартии. Потому что для Кремля, конечно, крайне невыгодно было бы со всех позиций, и в том числе с точки зрения имиджа, чтобы демократический регион возглавлял коммунист - такой вариант тоже нельзя исключать.

Андрей Шарый:

"Кандидаты Кремля продолжают победное движение по российским регионам", - Михаил, вы согласны с такой посылкой?

Михаил Соколов:

Я не считаю Геннадия Ходырева собственно кандидатом Кремля. Кремль ставил задачу неучастия криминала во власти в Нижегородской области - эта задача выполнена. Далее была отдана ситуация в значительной степени на откуп Сергею Кириенко. Тот вел партию, исходя из своих личных, я бы сказал, финансово-экономических, в том числе, интересов - той группировки, которую он представляет во власти. Ему стопроцентно, конечно, не удалось достичь этой ситуации, хотя он выбил, например, из борьбы Вадима Булавинова - человека с которым было бы гораздо труднее договариваться, чем даже с Ходыревым, имевшего собственные политические ресурсы - эта задача была тоже выполнена. Что же касается Геннадия Ходырева и Кириенко, то у них неплохие личные отношения. Один был секретарем обкома партии, другой - секретарем обкома комсомола. Но это не значит, что Кириенко теперь удастся фактически руководить областью, потому что с Геннадием Ходыревым придется договариваться. Все-таки, это - человек, имеющий самостоятельные хозяйственные интересы, имеющий свой бизнес, имеющий отношения в Москве напрямую с некоторыми крупными деятелями власти, в частности, с господином Аксененко - руководителем Министерства путей сообщения, который, хоть и человек крайне осторожный, но в этот раз он открыто поддержал Ходырева перед вторым туром выборов. То есть, это получается фигура, которой так легко двигать и Кремлю, и уж точно Кириенко не удастся - придется серьезно договариваться.

Андрей Шарый:

Елена, вот появляются у руля регионов такие довольно серьезные, как считает Михаил, я с ним вполне согласен, фигуры, как Геннадий Ходырев - как вы считаете, в этой связи может измениться как-то политическая роль полпредов президента в российских регионах - может быть, отчасти их функции уже выполнены?

Елена Дикун:

Я бы оговорилась опять о конкретной ситуации в Нижнем Новгороде. Дело в том, что Кириенко все же действительно несколько проиграл в этой ситуации, что не его кандидат, то есть кандидат власти Скляров, победил, а Ходырев. Но дело в том, что Сергей Владленович сумел пробить закон о правительстве. При этом законе о правительстве все экономические рычаги власти оказываются не у губернатора. Это - правительство, которое в общем-то будет курировать полпред президента. Поэтому, став губернатором Ходырев - его позиции становится достаточно эфемерными. Я думаю, что если говорить о Нижнем Новгороде, то все же полпред президента по-прежнему будет играть первую роль.

Андрей Шарый:

Михаил, как бы вы прокомментировали ситуацию в Иркутске?

Михаил Соколов:

Я думаю, что здесь мы имеем дело с достаточно успешным выступлением представителя местной "партии власти" Бориса Говорина. Все-таки больше 40 процентов голосов на его стороне, при том, что коммунист Левченко получил 24, а сенатор Межевич - вдвое меньше - 12. Даже арифметически видно, что это не нижегородская ситуация, где разрыв был невелик и вообще представитель оппозиционных сил - коммунистической партии - был на первом месте. Хотя, конечно, довольно частыми бывают ситуации, когда губернатор, не выиграв первый тур, проигрывает и второй. Но это бывает, когда оппозиция консолидирована, и могут найтись серьезные финансовые ресурсы. В Иркутской области на стороне Бориса Говорина алюминиевые монополии, Абрамович, Дерипаска, "СУАЛ", то есть, люди, имеющие большие деньги. Им удалось перед выборами выдернуть из-под оппозиции финансовый ресурс крупнейшей энергетической компании Сибири "Иркутскэнерго". Господин Межевич перед выборами не смог получить необходимые ему финансовые вливания, а поддержки господина Потанина и господина Чубайса уже не хватило. И я очень сомневаюсь, что здесь удастся создать такую право-левую коалицию, то есть, с одной стороны - Межевич, которого поддерживал СПС, с другой стороны Левченко, которого поддерживала КПРФ, скажем, с лозунгом "борьбы с криминалом". Кстати говоря, представитель правоохранительных органов господин Балашов, которого поддерживало "Яблоко", получил достаточно мало голосов. То есть, здесь этот ресурс антикриминальной, антикоррупционной кампании, похоже, не играет. Поэтому я бы сделал прогноз, что Борису Говорину, если не случится каких-то чрезвычайных событий в Иркутске, скорее всего, опираясь на силы новых олигархов, недавно пришедших в регион, удастся сохранить себя у власти.

Андрей Шарый:

Елена Дикун, последний вопрос к вам. По вашему мнению - насколько складывающаяся к лету 2001-го года география власти в российских регионах устраивает политическую команду Владимира Путина?

Елена Дикун:

Это будет как известный вечный такой российский принцип - или кнутом, или пряником, но чтобы поставить на место, губернаторы вряд ли сумеют проводить, несмотря на свои политические взгляды, ту политику, которая не устраивала бы Кремль.

XS
SM
MD
LG