Ссылки для упрощенного доступа

"Газпром": что заставит Запад поверить в реальность реформ?


Ведущий программы "Liberty Live" Дмитрий Волчек:

Смещение главы "Газпрома" Рэма Вяхирева вызвало серьезный интерес на Западе, поскольку по ситуации в "Газпроме" во многом оценивается ход реформ в России. Теперь, как говорят американские наблюдатели, развитие событий в "Газпроме" позволит судить об истинных намерениях российского президента. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом:

Юрий Жигалкин:

Большинство западных наблюдателей, и особенно - инвесторов, приветствуют смену руководства в "Газпроме", надеясь на то, что это - свидетельство готовности Владимира Путина вести борьбу с коррупцией в бизнес-структурах. Как вы оцениваете перемены в "Газпроме"?

Маршалл Голдман:

Если судить по тому, что лежит на поверхности, то Владимир Путин пытается взять таким путем Газпром под свой контроль. В иных обстоятельствах такой шаг было бы очень трудно приветствовать. Но учитывая то, что Газпром представляет из себя государство в государстве; зарабатывая миллиарды и переправляя значительную часть выручки за границу передает свои активы в собственность филиалам, а затем предоставляет значительные пакеты акций этих филиалов детям Вяхирева, Черномырдина и других руководящих лиц, то назначение человека Путина главой "Газпрома" может, я надеюсь, по крайней мере, положить конец такой практике.

Юрий Жигалкин:

Что вас заставляет думать, что перемена власти в Газпроме - это пример борьбы с коррупцией, а не, скажем, переход собственности из одних рук в другие?

Маршалл Голдман:

Если бы Вяхирев был вновь утвержден главой Газпрома, то это был бы однозначно негативный сигнал. Ныне появляется, по крайней мере, повод для надежд на перемены, хотя, конечно, трудно обосновать эти надежды чем-то конкретным. До сих пор атаки правительства на олигархов не принесли никаких заметных экономических успехов. Они лишь сработали на имидж российского президента и вселили некоторый испуг в неплательщиков налогов. Но это событие свидетельствует о том, что Путин не слаб, и по развитию ситуации в "Газпроме" можно будет судить о его реальных намерениях.

Юрий Жигалкин:

Что в данной ситуации для вас является решающим критерием оценки намерений российского президента?

Маршалл Голдман:

Прежде всего: начнет ли "Газпром" выплачивать больше налогов, поднимутся ли доходы концерна, часть которых наверняка скрывалась от государства? Прекратит ли он передавать свою собственность дочерним компаниям, которых уже больше 300? Мы только что обнаружили подобное предприятие в Венгрии - ему были переведены миллиарды долларов за десятилетие. Если в Газпром начнется приток инвестиционного капитала, увеличится добыча газа, которая неизменно падала, то тогда мы сможем сказать, что переход власти в руки людей Путина был положительным событием.

XS
SM
MD
LG