Ссылки для упрощенного доступа

Пресс-конференция Владимира Путина в Интернете и ситуация вокруг возможного вотума недоверия правительству


Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют обозреватель Радио Свобода Александр Костинский, ведущий программы Радио Свобода "Выборы 2000" Михаил Соколов и российский политолог Андрей Пионтковский.

Савик Шустер:

Во вторник президент России Владимир Путин впервые провел пресс-конференцию в Интернете. Любой желающий теоретически мог задать главе государства свой вопрос. Рассказывает обозреватель Радио Свобода Александр Костинский:

Александр Костинский:/B>

С 6 до 7 часов вечера в понедельник президент России Владимир Путин отвечал на вопросы Интернет-аудитории, которые для него из более, чем 10 тысяч, отобрали Вадим Малкин - strana.ru, Владислав Бородулин - gazeta.ru, и Бриджит Кендэлл - Би-Би-Си. Вел интервью Вадим Малкин. Через Интернет благодаря Би-Би-Си велась прямая трансляция выступления президента. Выступление было хорошо разрекламировано на Интернете - рекламные баннеры мелькали на многих сайтах, и поэтому, как это часто бывает, за несколько минут до трансляции на веб-узлы strana.ru и gazeta.ru пробиться было невозможно - они не отвечали. Я, например, смог слушать трансляцию только с Интернет-узла Би-Би-Си. Со сдвигом во времени минут в 20 стенограмма интервью появлялась на сайтах участников, где их можно было посмотреть.

Само участие политиков в интервью по Интернету - довольно обычное дело - вспомним хотя бы Бориса Ельцина. Мне кажется, что тут важно, что президент отвечал на вопросы аудитории в режиме реального времени и, несмотря на видимую подготовку к интервью, на мой взгляд, он отвечал на острые вопросы несколько резче и менее дипломатично, чем это было бы отредактировано политтехнологами. Некоторые суждения мне показались по стилю близкими к книге "Интервью с Путиным". Например, он сказал, что самому бродить по Интернету ему лень, но помощники регулярно включают в обзоры прессы для него выдержки из Интернет-сайтов. Дети президента, по его словам, из Интернета не вылазят, и жена вынуждена их ограничивать. Из интервью Владимира Владимировича можно сделать вывод, что более приверженного интересам демократии и рыночных реформ политика у нас в России просто нет. Он защищает чеченский народ от бандитов, совершенно согласен с тем, что нам нужна профессиональная армия, борется с "приватизацией государства олигархами" - это, кстати, термин помощника президента Андрея Илларионова, и так далее. Характерно, что слово "либерализм" - ключевое для того же Илларионова - не прозвучало ни разу. Меня несколько удивила резкость, с которой президент говорил о ПРО - мол, с принятием американцами новой программы ПРО разрушится вся система мировых договоров о ядерной безопасности.

В заключение можно сказать, что хорошо, когда президент в прямом эфире говорит со своим народом. Жаль, что площадка -strana.ru - выбрана несколько одиозная. Уж очень много там непроверенных и просто некачественных журналистских материалов представлено, но это уже другой разговор.

Савик Шустер:

Вопрос Андрею Пионтковскому: Андрей, вы познакомились с текстом - как вам ответы президента?

Андрей Пионтковский:

Ну, это такой гладенький текст, видимо, он, конечно, готовился, и вопросы тоже готовились. Но всегда ведь чем интересен текст живой Путина: всегда прорываются какие-то "путининки" такие вот знаменитейшие - "мочить в сортире", или "кто нас обидит - трех дней не проживет", "кто не спрятался - я не виноват", и так далее. Как-то вот они передают определенную ментальность героя. Я вот тут тоже вот нашел такую - интересное у него представление об их нравах в ЕС: "В рамках Шенгена шаг влево, шаг вправо - побег; прыжок на месте - провокация". Это явно всплыло из каких-то таких глубинных слоев сознания потомственного чекиста Путина. Что касается содержательной стороны, то вот я приведу, если позволите, одну цитату, где он описывает то, что произошло при правлении Ельцина: "...в подчинении небольшой группы лиц, не всегда законным образом ставших владельцами целых отраслей экономики и - для обеспечения своих экономических интересов - политических структур. Произошла в известной степени как бы "приватизация" государственных структур и средств массовой информации", - золотые слова, но только причем тут глубоко уважаемый Андрей Илларионов - мы с вами, по-моему, на волнах Радио Свобода уже лет 5-6 говорим на эту тему - о приватизации государственных структур и СМИ. Это совершенно правильный тезис, но он довольно парадоксально звучит в устах человека, которого как раз именно эта небольшая группа людей, в просторечии называемая "семьей", и выбрала для роли президента, практически назначив его, осуществив это проект "наследник" или, как гордо называет его Павловский, "Проект Манхэттен".

Савик Шустер:

Андрей, такое ощущение, я уже об этом говорил, неудобно цитировать самого себя, но такое ощущение, что в принципе продолжается предвыборная кампания - как будто бы делается все, чтобы рейтинги были высокие, а вот реальных решений нет.

Андрей Пионтковский:

Да, это какая-то зацикленность на рейтингах, страх потери рейтинга. Потом, у нас на носу парламентская избирательная кампания.

Савик Шустер:

Раз так, мы перейдем к этой теме - будет ли такая кампания. По крайней мере, Государственная Дума готовится к обсуждению вопроса о недоверии правительству. Репортаж из Государственной Думы Михаила Соколова:

Михаил Соколов:

Лидер компартии Геннадий Зюганов тепло поблагодарил фракцию "Единство" за возможную поддержку вотума недоверия правительству. Перспектива того, что пропрезидентская партия будет из тактических соображений, якобы, чтобы добиться роспуска Думы и досрочных выборов, голосовать против кабинета Михаила Касьянова, радует коммуниста Анатолия Лукьянова:

Анатолий Лукьянов:

Пусть "Единство" один раз проголосует против своих хозяев. Если они заботятся о своем авторитете - пожалуйста.

Михаил Соколов:

Лидер "Единства" Борис Грызлов объясняет парадоксальный ход намерением фракции прекратить деструктивную деятельность коммунистов, проявившуюся и во время бюджетного кризиса и в ходе нынешней атаки на правительство:

Борис Грызлов:

Фракция "Единство" не обостряла вопрос по поводу этой ситуации. Эта ситуация возникла по инициативе КПРФ. Мы считаем, что безнаказанной такая инициатива не должна оставаться. Мы получаем предложения от наших региональных отделений партии по поводу того, что нужно решать вопрос, наверное, с более конструктивным составом Думы.

Михаил Соколов:

Обещание Грызлова одержать победу левые ставят под сомнение. Данные опросов ВЦИОМ приводит Анатолий Лукьянов:

Анатолий Лукьянов:

Уверенно сказал, что будет победа "Единства" Грызлов - вы знаете, социологические опросы показывают 37 процентов, если сегодня будут выборы, за коммунистами, и только 28 за "Единством"

Михаил Соколов:

Выборы не пугают левых, зато в самой фракции "Единство" обычно спокойные заднескамеечники пребывают в шоке, подозревая вождей в желании произвести чистку рядов. Фракция взяла тайм-аут и объявит свое окончательное решение только 13 марта. Дисциплинированная ЛДПР Жириновского ждет ясного сигнала из Кремля. Другой сателлит "Единства" - состоящая из одномандатников группа "Народный Депутат" к политическому самоубийству не стремится - ее лидеры хотят убедить Кремль в неэффективности акции "Единства". СПС и "Яблоко" критикуют правительство Касьянова с либеральных позиций за непоследовательность, но коммунистический вотум поддерживать не хотят. Вице-спикер Думы от СПС Ирина Хакамада так объясняет происходящее:

Ирина Хакамада:

Идет некий торг между партией власти и коммунистами, и он связан или с тем, что предполагается изменить руководство ведущих комитетов, то есть предполагается отход от пакетного соглашения, которое было заключено между "Единством" и коммунистами в самом начале работы парламента, или, я думаю, это реакция на псевдооппозиционность коммунистов со стороны партии власти, для того, чтобы заставить те фракции, которые меньше имеют шансов победить на досрочных выборах, быть более лояльными при проведении ключевых решений Кремля.

Михаил Соколов:

Версия Ирины Хакамады о давлении, связанном с желанием Кремля добиться лояльности неустойчивого думского левого центра, заслуживает внимания. Лидер ОВР Евгений Примаков, выступив в поддержку правительства, не без дрожи в голосе назвал ход "Единства" "маневрированием, которое вредит обществу и государству, и бьет по интересам, прежде всего, президента". Тревога ясна: по опросам досрочные выборы опасны для партии Лужкова - Примакова - рейтинг "Отечества" 5-6 процентов. Блокирование ОВР с левыми против приватизации в разгар бюджетного кризиса Примаков ставит себе в заслугу, но как раз это и раздражает многих и в Кремле, и в Белом Доме. Так что, публично заявленная угроза коммунистам, на самом деле - шанс Примакову. Инициатива Грызлова может быть снята с повестки дня, если "Отечество" откажется от самостийного блокирования то с коммунистами, то с "Единством", и признает руководящую роль партии власти. В противном случае ОВР грозит перспектива отправиться вслед за НДР - в политическое небытие. Правда, надо еще придумать - как "Единству" не потерять лицо. Ведь Грызлов обещал не стремиться к досрочным выборам, только если коммунисты сами снимут вопрос о вотуме недоверия, а такого подарка даже Геннадий Зюганов дрессировщикам "Медведя" не сделает. Зампред фракции "Яблоко" Сергей Иваненко указал на опасность саморазвития думского конфликта:

Сергей Иваненко:

Мы имеем дело с публичной политикой, и предположение о том, что в лобовом столкновении кто-то отвернет и испугается выражать недоверие правительству, основано на непонимании политического процесса. Поэтому ситуация начинается как фарс, а может превратиться в очень серьезный политический кризис, когда вопрос о недоверии будет голосоваться, и проправительственная фракция будет голосовать против своего правительства. Это потом они будут объяснять, что они хотели из этого, но политический факт будет состоять в том, что "Единство" будет вынуждено голосовать против собственного правительства. Это - ситуация, когда вызывают бурю на пустом месте. Вот есть такая книжка "Волшебник страны Оз" - в нашей транскрипции "Волшебник Изумрудного города", когда ураган, который вызвали, подняв домик, может опустить его на голову этим же самым авторам.

Михаил Соколов:

Искусственная конфронтация в силу публичности конфликта может превратиться в реальный кризис и потребовать от Владимира Путина личного вмешательства. Если президент, воспользовавшись, к примеру, в среду встречей с Геннадием Зюгановым, не прояснит своей позиции, политики, как и в истории с внешним долгом или в истории с РАО ЕЭС, могут в увлечении схваткой опять изрядно попортить светлый лик путинской России.

Савик Шустер:

Андрей Пионтковский, в самом деле, очень для многих людей непонятная история, возникшая на пустом месте. Но Ирина Хакамада справедливо вспомнила, что было такое пакетное соглашение, где были разделены комитеты - руководство комитетами это важный политический инструмент - между коммунистами и "Единством" - партией президента Владимира Путина. И такое ощущение, что они сейчас не в ладах, коммунисты недовольны правительством и выдвигают вопрос о недоверии, а "Единство" тогда отвечает коммунистам: "Ладно, давайте, мы с вами, но вы вообще все проиграете", - хотя понятно, что коммунисты ничего не проиграют.

Андрей Пионтковский:

Я не вижу причины, почему коммунисты должны потерять хотя бы один голос на внеочередных парламентских выборах.

Савик Шустер:

Так зачем тогда это делается?

Андрей Пионтковский:

Этот вопрос нужно задавать господам Павловскому, Суркову и другим манипуляторам

Савик Шустер:

То есть, напугать коммунистов не напугаешь.

Андрей Пионтковский:

Нет, они никогда не отступят, об этом можно забыть.

Савик Шустер:

Напугать Лужкова с Примаковым - это слишком...

Андрей Пионтковский:

Они проявляют максимальную лояльность и просят взять их в партию власти на условиях младшего партнера. Но фарсовость проявится еще раньше - дрессировщикам даже не удастся заставить голосовать "Единство". Ну, у людей есть какое-то самоуважение. Я просто расскажу вам: так случилось, что два дня - вчера и сегодня - я провел на одном международном семинаре по вопросам безопасности, одним из участников которого был депутат фракции "Единство", офицер в отставке - я не буду называть его, я его не знал раньше, и он на меня и на всех остальных участников, включая зарубежных, произвел блестящее впечатление - великолепный профессионал, высокоинтеллигентный человек, он сделал прекрасный доклад. Мы обсуждали с ним сегодня эту ситуацию, и я просто не могу передать в прямом эфире ту ненормативную лексику, которой он характеризовал своих вождей фракции "Единство". Ну, есть какие-то пределы, насколько вот эти кремлевские "придворные маги" могут манипулировать живыми людьми. По-моему, просто это кончится провалом на гораздо более ранней стадии, чем это задумано авторами этой интриги.

Савик Шустер:

Ну, так эта интрига будет иметь какое-то логическое завершение, или мы будем наблюдать за "сериалом"?

Андрей Пионтковский:

Если вы хотите мой прогноз, то не будет голосования за вотум недоверия правительству... Не получит 226 голосов, фракция "Единство" не проголосует в полном составе... Я не помню из истории парламентаризма такой ситуации, чтобы правительственная партия, обладающая большинством в парламенте, голосовала против своего правительства, чтобы распустить парламент. Мне кажется, единственное рациональное объяснение, которое может быть - сегодня вспоминали книжку Путина - я читал ее внимательно, и меня там многое поразило, в частности, вот такое место: он писал ее в ноябре - он еще даже не и.о. президента, и вот, он рассуждает: в первый год после выборов президента нужно создавать команду, во второй, - я уже не помню, что, - а в третий - готовиться к следующим выборам. То есть, возвращаясь к тому, что мы уже обсуждали, этот "Проект Манхэттен" - это как у Троцкого перманентная революция - они живут в этом виртуальном перманентном проекте. Виртуальность этой политики Путина - это родовая травма президента Путина.

Савик Шустер:

Но были высказаны, в том числе и в российской печати, всякие версии, и говорилось, что президентской команде необходимо иметь конституционное большинство в парламенте - тогда можно провести и другой президентский срок, а чтобы иметь конституционное большинство, то есть, две трети, надо пойти на досрочные выборы и получить его?..

Андрей Пионтковский:

Вы опять говорите о том, чтобы еще какой-то срок. Единственное - ... обеспечение задачи продолжения себя во власти, а не что-то содержательное. Вот, нам, как говорил Михаил Сергеевич, все время подбрасывают и другой тезис - вот, "невозможно провести какое-то прогрессивное законодательство". Но позвольте, кто сорвал принятие поправок к УПК, которые привели бы его в соответствие с Конституцией? Разве "коммунистическое большинство"? Нет - вполне конкретные люди - Устинов, Патрушев, Рушайло и так далее. Ну, увольте их завтра указом - зачем для этого нужны новые выборы, если кто-то нам мешает проводить прогрессивное законодательство.

Савик Шустер:

Все правильно, спасибо

XS
SM
MD
LG