Ссылки для упрощенного доступа

Что станет с российской экономикой в новом году?


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Может ли Россия рассчитывать на продолжение экономического выздоровления в 2001-м году или ей стоит готовиться к худшему? Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин:

В последнее время многие экономисты с неожиданной тревогой заговорили о серьезной опасности глобального экономического спада. Даже новоизбранный президент США Буш совсем недавно заявил о необходимости осуществления экстренных предупреждающих рецессию мер. Как такая новая ситуация в мире может отразиться на России и среднестатистическом россиянине?

Маршалл Голдман:

Предупреждение наихудшего для России поворота событий сейчас уже не по силам российскому правительству. Это может произойти в результате экономического спада в США, которые являются основным рынком сбыта продукции для ведущих европейских и азиатских экспортеров. Как только США начнут меньше потреблять, последует цепная реакция в мире. Уже сейчас некоторым азиатским странам угрожает новый кризис из-за сократившегося экспорта в США электроники и полупроводников. Следом в мире сократится потребление энергоносителей и сырья, на чем и зиждился неожиданно сильный экономический прирост в России. Уже сейчас цены на нефть упали до 22 долларов за баррель - совсем недавно они были на уровне в 35 долларов. Словом, если в США начнется рецессия, то она, скорее всего, охватит Европу, Азию и Россию. Сейчас можно сказать, что финансовый крах 1998-го года не научил Москву многому. Она, судя по всему, упустила благоприятное время для проведения структурных реформ экономики. Почти в неприкосновенности сохранилась нежизнеспособная банковская система с Центральным банком во главе. Один урок был, правда, извлечен: правительство меньше полагается на займы. Оно отказалось, например, от выпуска ГКО для финансирования бюджета. Оно также сумело сократить налоги. Но не осуществлено главное условие экономического выздоровления: не создана благоприятная атмосфера для инвестирования. Россия получает меньше иностранного капитала, чем некоторые страны Восточной Европы. Она рассматривается как пария западными инвесторами. И это, я считаю, достаточный повод для того, чтобы экономика России пострадала, даже если США удастся избежать рецессии.

Юрий Жигалкин:

Как вы считаете, может ли России в ближайшие месяцы угрожать нечто подобное кризису 1998-го года?

Маршалл Голдман:

Не думаю. Во-первых, поскольку Россия сейчас способна финансировать бюджет за счет налоговых поступлений. Во-вторых, у нее рекордные валютные запасы. В-третьих, наиболее вопиющие безобразия, творимые частными банками, были прекращены, то есть, многие из причин, вызвавших прошлый кризис, сейчас, что называется, неактуальны. С другой стороны, кто накануне осени 1998-го года мог предсказать силу кризиса, ударившего по России? В российском случае только одно можно сказать точно: пока ее экономический механизм не будет отлажен, постоянно будет оставаться опасность возникновения новой порции серьезных проблем.

XS
SM
MD
LG