Ссылки для упрощенного доступа

Власть Смородской


Футбольный клуб "Локомотив" (Москва)
Футбольный клуб "Локомотив" (Москва)
Российская околофутбольная лексика. Мужской футбольный шовинизм. Увольнение Юрия Красножана и аргументация Ольги Смородской. Эти темы активно обсуждают блогеры, пишущие о спорте в России.

Василий Уткин в блоге на сайте Sports.Ru исследует морально-этические вопросы, связанные с публичной околофутбольной лексикой.

Вернувшись в родную страну, листая интернет в телефоне по дороге из Домодедова, я раньше времени почувствовал себя дома. Даже дверь ключом открывать не потребовалось для этого щемящего ощущения. Ведь что делает нашу страну нашей? Тут ведь много чего нет и много чего неправильно, но вот что не отнять – у нас не бывает скучно.

Роман Широков со своим твиттером – это ладно. Но вот то, что на него болельщики планируют подать в суд, ой – в Комитет по этике... Ну, феерия же. Ругань словами в большей степени распоследними, чем изобретательными, в традициях и чести болельщиков по всей стране. Сами они называют это "критикой" и "полемикой"; не все, конечно, но многие – а остальные спокойно смотрят на это на просторах собственных гостевых.

Кричалки и песни тоже должны рано или поздно составить отдельный том в антологии русского мата, когда она, Бог даст, будет дописана до конца. Конца не видно! (Смех в зале).

И тут людей назвали хрюшками. Ну, как тут обойтись без многоголового совещания Алу Алханова? Кому, как не этому совещанию, удастся воспрепятствовать этому разнузданному хамству?..

Я всегда поражался, как нормальные, казалось бы, люди воспринимают людей публичных. Это просто удивительно, какой процент нормальных считает, что им за эту публичность что-то должны. Карпин встретился с болельщиками, не с микрофоном в специально нанятом зале, а после проигранной с треском игры по дороге от раздевалки к машине, и употребил, нет, ну вы подумайте, слова "йопт" и "сраный". Возмутительно! Дети вокруг!! Хотя это, конечно, большой вопрос к родительским мозгам, если вдруг так беспокойно за детишек – зачем их вести на встречу с тренером, идущим от раздевалки до машины после поражения 1:5.

Семак вырезал себе на память таблицу со "Спартаком" на последнем месте. Сволочь! Хотя пылесосу хватило бы воображения понять, что это была шутка. Теперь вот Широков, совершенно частным образом, в свое свободное время, на собственном твиттере обратился к хрюшкам.

То есть в общем-то для того, чтобы на это обидеться, сперва нужно было самостоятельно отнести это обращение на свой счёт. Самостоятельно.

Из слов, которые болельщики "Спартака" адресовали за последние хоть бы и полгода в адрес Широкова в частности и "Зенита" в целом, можно составить разрисованный забор длиной от Москвы до Петербурга, с кольцом вокруг города и возвращением до Твери
А из слов, которые болельщики "Спартака" адресовали за последние хоть бы и полгода в адрес Широкова в частности и "Зенита" в целом, можно составить разрисованный забор длиной от Москвы до Петербурга, с кольцом вокруг города и возвращением до Твери. В общем, Атлантический океан обиделся на дождик, потому что он его, мерзость такая, намочил.

Как вы прекрасно понимаете, слова "Спартак", "Зенит" и "Широков" тут только потому, что из песни слова не выкинешь. А вообще там могли быть любые названия.

Вы меня правильно поймите, я не считаю, что Широков прав, или что это нужно сделать доброй традицией. Я глубоко убежден, что Роман, дай ему Бог прожить двести лет и больше, просто обязан завещать свой мозг ученым для исследований, потому что его мозг, конечно, уникален. Но это история-то про другое.

Широков единственный футболист сегодня, который, будучи одним из ведущих в стране, общается публично и открыто. Непонятно (во всяком случае до будущих исследований мозга), что его на это подвигло; но других-то нет. Я слежу за публикациями в твиттере Романа по единственной причине: по этому карликовому СМИ хорошо видно, как в действительности мало объединяет наших футболёров с реальной жизнью. Собственно, так было практически всегда. Но как же мало.

Вот зачем он написал про хрюшек? Да потому он написал, что полагал – вместе с игрой всем сразу что-то стало ясно, и теперь все они (это волшебное собирательное "они"!) заткнутся. Не знал человек, что в Интернете никто и никогда не заткнется, а просто начнется срач. Только теперь у Романа появилось об этом реальное представление! Может, теперь кому-то расскажет.

А еще мне подумалось, что с будущим после окончания карьеры Роман определился. Причем методом исключения. Согласитесь – после всех его многочисленных эскапад вряд ли найдется настолько эксцентричный богач, который доверил бы ему тренерскую работу. Да и по складу ума видно – не его это дело. С детишками работать? Так когда настанет это гипотетическое время, детишками обзаведутся как раз те, кто сейчас мужает на романовых перлах. Чужих детей к такому молодому человеку потренироваться ещё можно отвести, ну, ради прикола. Но чтоб своих...

Нет-нет, Широков, конечно, станет журналистом. Будет работать на телевидении. Отжигать будет. Получать неиссякающее внимание публики. Оглянитесь вокруг – больше-то некому из ныне играющих!

И сколько будет возмущения... В каком бессилии будет биться комитет по этике, коему комментаторы не подвластны... Рейтинги перестанут стыдиться сами себя...

Нет, конечно, все это может и не произойти. Но только в том случае, если у публики появится если не чувство юмора, то чувство, что нет такого чувства. Да, да, это было бы уже совсем невероятно. Нет, нет, я в это не поверю ни при каких обстоятельствах.

* * *

Обозреватель газеты "Спорт-Экспресс" Игорь Рабинер в блоге на сайте издания напоминает, что бывшему главному тренеру «Спартака» из Нальчика за три месяца удалось то, к чему многие его коллеги идут годы, – выстроить узнаваемую, привлекательную команду. Едва ли не самую симпатичную по игре в чемпионате-2011/12. И не зря Дмитрий Лоськов, который говорит мало, но емко, в интервью на сайте «СЭ» признался: «Лучшего специалиста в России на данный момент, наверное, нет... Случившееся стало шоком».

Матч «Локомотив» – «Анжи», признаюсь, не смотрел. Но даже при малейших подозрениях в нечестности того или иного матча сразу после финального свистка (а чаще всего – задолго до него или вообще до игры, если подозрительны коэффициенты букмекеров) мой мобильный раскаляется от негодующих или ироничных звонков.

После матча в Черкизове – в отличие, допустим, от «Волга» – «Анжи» – не было ни одного. И за все последние дни я не видел ни одного высказывания людей, игравших в футбол, включая самых жестких и принципиальных вроде Евгения Ловчева, кто усомнился бы в здоровом характере той игры. Говорят об этом и пять желтых карточек. А четыре изменения в стартовом составе... Тогда, думаю, сэра Алекса Фергюсона уже раз сто можно было выгнать из «МЮ», когда под его ротацию подпадало и по шесть, и по семь игроков. Так что это тоже – не аргумент. Тем более что измененный состав закончил первый тайм со счетом 0:0, а пропускали уже при выпущенных на замену «основных». Или тренер у нас уже не имеет права принимать вообще никаких решений, чтобы его не заподозрили в «сдаче» и «росписи»? И игрок? И судья?

Впрочем, мы не Англия, и теоретически в нашем футболе допустить можно что угодно, в том числе и великолепно разыгранный спектакль. Поэтому, не зная не то что всей, а даже части подноготной, рассуждать на уровне «верю – не верю» считаю неумным и несерьезным. Проблема в том, что именно по принципу «верю – не верю» поступил совет директоров «Локомотива». Ольге Смородской – поверил, Красножану – нет. И при этом отчего-то испугался озвучить истинную причину того шока, в который, по словам капитана Лоськова, оказалась ввергнута команда. А заодно и ее болельщики.

Если президент «Локомотива» считает себя революционером, пришедшим в российский футбол, чтобы очистить его от скверны (само намерение, если оно есть, заслуживает только уважения) – то должна называть черное черным, а белое – белым. Но ничего подобного мы не услышали. И возник вопрос: может, вовсе нет у совета директоров никаких неопровержимых доказательств? Может, все это – чья-то чистая вкусовщина, и сама же глава клуба, не имеющая возможности профессионально оценить футбольную составляющую матча, «повелась» на лукавые аргументы неких фигур, которым не нужен прогрессирующий «Локомотив»? Если же это действительно борьба за чистоту, почему же мы не называем вещи своими именами?

Более того, Смородская в официальном заявлении назвала разговоры о договорном характере матча с «Анжи» «совершенно нелепыми слухами» и добавила: «Ни единым словом или действием наш клуб не инспирировал никаких подозрений в чей-либо адрес». А директор клуба по правовым вопросам Евгений Кречетов огласил официальную и ни о чем не говорящую формулировку: «За упущения, допущенные в работе». Иезуитское определение, за которое в любой момент вправе выгнать каждого из нас. Вплоть до... Чур меня, чур.

Любой клуб имеет формальное право не разглашать причины своих решений. Но не стоит забывать, что у него есть болельщики, ради которых он по идее (если речь не о России) должен жить
Что ж, конечно, любой клуб имеет формальное право не разглашать причины своих решений. Но не стоит забывать, что у него есть болельщики, ради которых он по идее (если речь не о России) должен жить. В Испании или Германии фаны вообще имеют возможность быть членами клуба и в той или иной степени участвовать в его управлении. Да даже если и нет – там невозможно себе представить, что решение об увольнении главного тренера при очке отставания от первого места будет названо «сугубо клубным вопросом». Или семейным. Потому что основой клубной семьи на Западе являются именно болельщики.

Они во всей этой истории и стали главными жертвами. Их лишили тренера, быстро поставившего «Локомотиву» игру и добившегося результата – и им же отказались что-либо объяснять. И они логично задаются вопросами. Зачем, например, Красножану с выгодной работой и немалой зарплатой, выстраданными после многих лет неблагодарного труда на периферии, нужно было смертельно рисковать и так вот подставляться? Почему Смородская и члены совета директоров, никогда не игравшие в футбол, вправе определять, был «договорняк» или нет? Где доказательства? Если есть – на стол, чтобы все знали. А если нет – за что уволили Красножана и, даже официально не назвав причин, в глазах общественности поставили пятно на его репутации? Не потому ли, что в «Локо» его, по некоторым данным, привел уже давно уволенный оттуда Юрий Белоус? Или потому, что игрок, недовольный своим непопаданием в заявку, вроде как сказал: "Это что за состав? Мы что, игру сдаем?" – и эта реплика якобы донеслась до разгоряченного неудачей президента...

Интересное, кстати, признание сделал министр спорта Виталий Мутко, откровенно заявивший: «Я его (Красножана) даже отговаривал, когда узнал, что он идет в «Локомотив», зная непоследовательность совета директоров». Опыт члена российского правительства и исполкома ФИФА не подвел. Собственный день рождения стал для Красножана первым днем вне «Локо».

Возможно, чьи-то планы провести все тихо и кулуарно нарушил «СЭ», в субботу первым опубликовавший на своем портале информацию о грядущем совете директоров «Локомотива» и его повестке дня. Это оказалось чистой правдой. Полагаю, ею же является и другая информация. Согласно ей, на первой части совета, куда пригласили Смородскую, ей пришлось крайне нелегко: многие ее позиции оппонировали. А итоговое решение было принято лично главой «РЖД» Владимиром Якуниным, полным доверием которого Смородская на сегодня пользуется.

Этим же двоим, по сути, предстоит и решать, кто станет сменщиком Красножана. И, если честно, первой моей мыслью после его отставки, прокомментированной Лучано Спаллетти, как «гром среди ясного неба», было вот что. Кто из опытных, авторитетных специалистов согласится пойти в «Локомотив» после того, как оттуда таким вот образом выкинули Красножана? Не забудем ведь и о том, что после концовки прошлого сезона из 11 матчей без поражений в отставку был отправлен и Юрий Семин. Наряду с Валерием Филатовым, один из основателей современного «Локомотива», на всякий случай.

Таким образом, сменщик Красножана станет уже третьим главным тренером меньше чем за год работы Смородской в «Локомотиве»! Ударные взяты темпы, ничего не скажешь. Недруги "Локо", потерев руки, усмехнутся: так держать.

* * *

Тему продолжает блогер "Пять-три-два" на сайте Sports.Ru.

Я, наверное, никого не удивлю, если скажу, что футбольная общественность есть сообщество, насквозь пропитанное мужским шовинизмом. Говорю это с уверенностью потому, что сам этим шовинизмом заражён, и субъективно полагаю, что дамы в футболе мало что понимают.

И именно приступ коллективного шовинизма наблюдается сейчас в прессе, на футбольных гостевых и прочих местах скопления околофутбольного электората. Собственно, президент "Локомотива" Ольга Смородская получала пинки от мужчин с самого момента своего назначения на должность. Мужчины, позабыв собственные разногласия, принялись решительно убеждать Смородскую, что её место на кухне.

Можно сейчас долго спорить о личности нынешнего президента "Локомотива", но вот в чём ей нельзя отказать, так это в упорстве и настойчивости. Одолеть такую монументальную фигуру, как Юрий Палыч Сёмин, причём де-факто на его территории – это много стоит.

Однако Смородская пошла дальше, сместив Юрия Красножана с поста главного тренера при первом же подозрении на его нечистоплотность. А это тем более непростое решение, поскольку фактически на этот пост Красножана она сама и возвела.

Как говорится, я тебя породила, я тебя и убью.

Подобный шаг был бы вполне естественным, если бы Красножан провалил начало сезона, но он-то как раз очень даже преуспел. И когда только в прессу просочилась информация о том, что Смородская намерена изгнать главного тренера, это вызвало у публики бешеную злость, которую в общем виде можно выразить фразой: "Да что вытворяет эта дура!"

Но Ольга Смородская вновь заставила снять перед ней шляпу, добившись решения об отставке Красножана на Совете директоров клуба. И вот тут уже картина совершенно меняется. Одно дело - взбалмошная дама единолично совершает глупость. Но получается, Смородской удалось убедить в своей правоте зрелых и умудрёных опытом мужчин, что, согласитесь, непросто.

Получается, аргументы президента "Локо" оказались более весомыми. Я смотрел матч "Локомотив" – "Анжи", и не нашёл там намёка на "договорку". Однако это, друзья, лишь вопрос мастерства испонителей. Разговоры о "договорных" матчах с футболистами обычно проходят по схеме: да, слышали про такое дело, но наша команда этим никогда не занималась. И лишь ветераны могут себе позволить пооткровенничать, как лет 30 назад "расписывали" тот или иной результат.

У меня нет ни малейших сомнений, что все клубы российской премьер-лиги, так или иначе, участвовали в "договорных" матчах. Кто-то больше, кто-то меньше, но в этот процесс вовлечены все. И именно поэтому,
У меня нет ни малейших сомнений, что все клубы российской премьер-лиги, так или иначе, участвовали в "договорных" матчах. Кто-то больше, кто-то меньше, но в этот процесс вовлечены все

несмотря на дикое негодование общественности, ни один такой матч реально не расследован до конца. Круговая порука обеспечивает безнаказанность даже в самых вопиющих случаях. Дело не в проблеме с доказательствами, а в том, что бороться с этим явлением никто особенно не стремится. Ведь, не исключено,что завтра придётся самим воспользоваться подобной услугой.

Юрий Красножан – отнюдь не майская роза, и про кухню отечественного футбола ему всё хорошо известно. Это Евгений Гинер может себе позволить беречь хрупкую психику Леонида Слуцкого, помня историю матча "Терек" – "Крылья Советов", и не подключать тренера к закулисным процессам.

В Нальчике, где успешно трудился Красножан, тренеру приходилось самому вертеться в процессе взаимозачётов. Так что для теперь уже экс-тренера "Локо" не новость, что очковый долг в российском футболе – долг чести. А того, кто по долгам не платит, "сходняк" российских футбольных авторитетов может отправить туда, где процветает ярославский "Шинник".

Поэтому ничего невозможного в том, что Красножан мог вернуть очки Махачкале, нет.

Невозможное начинается дальше. Это невозможное в том, что нашёлся президент клуба, которому подобные расклады не понравились настолько, что этот президент рискнул попереть против векового уклада российского футбола.

Чтобы пойти на такое, и в самом деле надо быть женщиной, не вжатой в рамки отечественных футбольных традиций.

Вся уникальность ситуации в том, что едва ли не впервые в истории тренер команды лишился своего поста из-за "договорной игры". Пусть подобное обвинение прозвучало не во всеуслышание, не прямо, а косвенно - сам факт, конечно, потрясающий.

И вот тут, собственно, остаётся лишь два варианта: либо Ольга Смородская – ничего не понимающая в футболе "самодура", либо она наша футбольная Жанна д`Арк, решившаяся на то, на что не решились до неё футбольные мужчины.

Как видно из комментариев, футбольных мужчинам проще объявить Смородскую еретичкой, чем признать тот факт, что каждый из этих источающих гнев "корифеев" успел основательно замазаться в "договорном" дерьме.

Вполне допускаю,что мысленно Семин, Белоус, Гаджиев и прочие уже видят Смородскую на костре. Слишком уж много она "нагрешила" в их глазах.

Бешеная ярость и откровенная ненависть, которая обрушилась на президента "Локомотива", заставляют поверить, что Ольга Смородская в своих действиях абсолютно права.
XS
SM
MD
LG