Ссылки для упрощенного доступа

В поисках Ходорковского и Лебедева


Михаил Ходорковский и его адвокат Юрий Шмидт в суде, 24 мая 2011 г
Михаил Ходорковский и его адвокат Юрий Шмидт в суде, 24 мая 2011 г
Федеральная служба исполнения наказаний отказывается сообщать, в какой колонии будут отбывать наказания бывшие совладельцы ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Чиновники мотивируют это, в том числе, и соображениями безопасности. В свою очередь адвокаты Ходорковского и Лебедева заявляют, что в отношении их подзащитных снова нарушен закон.

"Мы не комментируем информацию, связанную с перемещением осужденных из одного места лишения свободы в другое", – так отвечают в федеральной службе исполнения наказаний на вопросы журналистов, пытающихся понять, где на этот раз будут сидеть Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Как и шесть лет назад, освещение прессой процесса их этапирования в колонии больше напоминает детектив. Журналисты, ссылаясь на источники в различных ведомствах, сообщают, в какой колонии может оказаться Михаил Ходорковский, однако официальных и достоверных сведений о его местонахождении не известно.

Говорит адвокат Ходорковского Вадим Клювгант:

– Мы вместе со всеми читаем газеты, слушаем радио, интернет смотрим, но это не является информацией, на которую мы можем полагаться, опираться и делать из нее какие-то выводы. Ни у нас, ни у родственников на данный момент нет информации о местонахождении Михаила Ходорковского.

Журналист "Новой газеты" Вера Челищева, написавшая книгу о деле ЮКОСа "Заключенный № 1. Не сломленный Ходорковский", находит множество параллелей между тем, как проходило раньше и происходит сейчас этапирование двух самых известных заключенных страны:

– Это та же тайность и та же, по сути, поспешность, с которой их этапировали. Мне для моей книги сам Ходорковский рассказывал, что он вообще не знал, куда его везут, он узнал об этом случайно, увидев на какой-то остановке, что на поезде написано "Москва – Чита". Когда первый этап был, всплывали какие-то сведения, что Ходорковского везут в Нижний Тагил, – со ссылкой на источник во ФСИН и в каких-то силовых кругах. То же самое повторяется сейчас, но, я думаю, его привезут в Карелию. Потому что не может быть таких совпадений, когда все источники говорят одно и то же, – считает Вера Челищева.

Версия о том, что Михаил Ходорковский будет сидеть в Карелии, – наиболее распространенная из всех. Журналисты зацепились и за косвенное подтверждение этих сведений, поскольку накануне начальник вологодского областного управления Федеральной службы исполнения наказаний Сергей Савельев заявил "Интерфаксу", что Ходорковский действительно некоторое время находился в следственном изоляторе Вологды, после чего был отправлен дальше по этапу.

Сведениями о том, где может быть Платон Лебедев, которого также вывезли из "Матросской тишины", не располагает ни пресса, ни родственники, ни адвокаты осужденного. Адвокат Вадим Клювгант обращает внимание на то, что, скрывая от родственников пункт назначения, определенный службой исполнения наказаний для Ходорковского и Лебедева, чиновники нарушают прямое предписание закона:

– Это тот случай, когда закон вполне ясен, четок, и его остается только исполнять. Статья 75-я Уголовно-исполнительного кодекса, часть 2-я: администрация следственного изолятора обязана уведомить одного из родственников осужденного по его выбору о том, куда он направляется для отбывания наказания. Дальше применяем правила русского языка для толкования слова "направляется", понимаем, что это настоящее время, и отсюда понимаем, что такое уведомление должно было быть сделано не позднее, чем в момент отправки. Иначе не "направляется", а "был направлен". Сейчас для нас первоочередным по актуальности является вопрос о том, чтобы обнаружить Михаила Борисовича, убедиться, что с ним все в порядке, а все дальнейшее будем уже обсуждать и решать потом, – сказал Вадим Клювгант.

Из-за спешной высылки Михаила Ходорковского и Платона Лебедева из следственного изолятора "Матросская тишина" к местам отбывания наказаний решение вопроса об их условно-досрочном освобождении, на который бывшие совладельцы ЮКОСа уже могут претендовать, отложилось на неопределенный срок.

Говорит адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин:

– Первое препятствие нам создал Преображенский суд, который в нарушение закона и разъяснений пленума Верховного суда возвратил ходатайство об условно-досрочном освобождении. Сейчас наши ходатайства повторно направлены туда (применительно к Ходорковскому это его личное ходатайство, а применительно к Лебедеву – это ходатайство его защиты). Но тот же Верховный суд в одном из своих пленумов разъяснил, что в ситуации, когда осужденный отбывает в другое место отбывания наказания, первый суд, куда уже поступило ходатайство, должен отправить это ходатайство туда - со всеми прилагаемыми туда материалами. Так что если действовать по закону, нужно установить, где сейчас будут находиться Ходорковский и Лебедев, и Преображенский суд туда обязан направить как ходатайства, так и все сопутствующие документы. Как он поступит в данном случае, сказать трудно, потому что ранее подобного рода предписания Верховного суда он уже нарушал...

Пока же адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева пытаются обжаловать в президиуме Московского городского суда приговор, вынесенный в адрес их подзащитных, говорит Вадим Клювгант:

– Дело должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям в связи с полным отсутствием чего-либо криминального, с заведомо ложным характером обвинений и так называемых доказательств этого так называемого обвинения.

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев признаны виновными в хищении нефти и легализации преступно нажитых средств, за что должны понести наказание в 13 лет лишения свободы. По мнению адвокатов, кассационная инстанция формально отнеслась к доводам защиты, и теперь защитники будут добиваться пересмотра приговора – если не в президиуме Московского городского суда, то в Верховном суде России. Говорит адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин:

– Надзорная вертикаль предусматривает двухэтапное прохождение Московского городского суда, который в кассационном определении уже высказал свою позицию. Поэтому мы и идем в надзорную инстанцию, в Мосгорсуд с довольно короткими надзорными жалобами – исключительно для того, чтобы этот этап пройти. Соответственно, сейчас мы обратились в президиум Московского городского суда, от которого ждем ответа. Обычно отвечает судья в единоличном порядке о том, что оснований для удовлетворения нашей надзорной жалобы нет. Мы с Московским городским судом общаемся по этому делу, с 2003 года, поэтому иллюзий особых у нас никаких нет. Но закон нас обязывает начинать надзорную вертикаль именно с Московского городского суда, что мы и делаем. Высший орган правосудия у нас в Российской Федерации применительно к судам общей юрисдикции – Верховный суд, вот мы хотим там изложить свои претензии, может быть, он нас услышит. А по поводу того, что нас услышит Московский городской суд, у нас никаких иллюзий нет.

Константин Ривкин отметил также, что для обращения в Европейский суд по правам человека защите не придется дожидаться решения Верховного суда России.
XS
SM
MD
LG