Ссылки для упрощенного доступа

Фестиваль симфонических оркестров мира


Кшиштоф Пендерецкий
Кшиштоф Пендерецкий

Марина Тимашева: В шестой раз прошел в Москве Фестиваль симфонических оркестров мира. Он стал уже традиционным праздником для меломанов, которые приходят в Колонный зал Дома Союзов в начале июня. В этом году в Москву приехали оркестры из Румынии, Чехии и Польши. Приглашенные на фестиваль оркестры по традиции играют свою национальную музыку и западноевропейскую или русскую классику. Передаю слово Ольге Клячиной.

Ольга Клячина: Открывал фестиваль румынский Филармонический оркестр имени Джордже Энеску, который в первом отделении играл Бетховена, а во втором – музыку своего родного композитора Энеску. Для дирижера Хория Андрееску это первый концерт в Москве. Он подготовил текст приветствия – и произнес его по-русски:

Хория Андрееску: Я учил в школе русский язык, но я забыл много. Русская музыка живет во мне. Сегодня у меня есть большая радость – дирижировать на первом концерте этого замечательного фестиваля.

Ольга Клячина: Затем Хория Андрееску перешел на удобный для него французский.

Хория Андрееску: Музыкальный диалог между Румынией и Россией, я думаю, был поактивнее в прошлом веке. Но в Румынии, и особенно в Бухаресте, всегда были русские музыканты. Мне кажется, что филармония в Бухаресте – не самый большой, но один из самых красивых концертных залов Европы. В нем играли Рихтер, Ойстрах – крупнейшие русские музыканты. Сейчас, в начале мая, к нам приезжала Элисо Вирсаладзе. Часто приезжают Наташа Гутман, Лиза Леонская… Раз в два года в Бухаресте проходит фестиваль Джордже Энеску, где всегда представлен как минимум один большой оркестр из Москвы или Санкт-Петербурга.

Ольга Клячина: Румынскому оркестру – 125 лет, это самый старый коллектив из представленных в этом году на фестивале. В 1955 году, после смерти композитора Джордже Энеску, оркестру присвоили его имя. Когда Энеску умер, в Румынии о нем написали: ''Он принадлежит залитым солнцем или покрытым мглой долинам, он принадлежит пастухам, их стадам, крестьянину, играющему на рожке, на камышовой дудке или на простом листочке, он принадлежит седым горам и лесам…''.

(Звучит фрагмент 2-ой симфонии Энеску в исполнении румынского оркестра)

Ольга Клячина: В этом году на каждом концерте фестиваля солировали стипендиаты Благотворительного фонда имени Владимира Спивакова. Концерт румынского оркестра завершился выступлением 14-летней Светланы Асташкиной, которая играла на трубе.

(Светлана Асташкина играет на трубе)

Ольга Клячина: Дирижер оркестра Хория Андрееску рассказал о программах, которые делают в Румынии специально для того, чтобы привлекать детей и молодых людей в концертные залы.

Хория Андрееску: В этом сезоне, который почти закончился, мы организовали в филармонии Бухареста серию концертов для детей. Это были концерты, где мы не просто играли, а общались с детьми, дети могли поиграть на инструментах. Дети приходили с родителями. На таких концертах мы, например, представляли отдельные группы инструментов и рассказывали о них: струнные, духовые, самым большим успехом у детей пользовались барабаны. Мы будем продолжать с музыкальными сказками, Прокофьева, например.

Ольга Клячина: Два вечера подряд на сцене колонного зала выступал Чешский филармонический оркестр под управлением приглашенного дирижера-израильтянина Пинхаса Штейнберга. Пинхас Штейнберг выступает с оркестрами по всему миру, но постоянно не работает ни с одним оркестром.

Пинхас Штейнберг: Личность, знание, харизма – вот что создает связь между дирижером и оркестром. Движение руками – это только чтобы прояснить какие-то вещи. Главное, что исходит от дирижера, то, что передается глазами, что идет от сердца. И если они этого не чувствуют – музыки не получится. Везде огромные проблемы. С музыкантами, с деньгами, с менеджментом оркестров. Я не хочу быть медсестрой или доктором, разрываться между менеджерами и оркестром. Я - музыкант и люблю создавать музыку. Поэтому когда я прихожу как приглашенный дирижер по всему миру, на меня смотрят как на Санта-Клауса. Потому что я приношу музыкальные подарки. Я не вникаю в проблемы оркестра. Я играю концерт и уезжаю. Это Санта-Клаус, потому что он приносит подарки и уходит, а потом приходит в следующем году.

Ольга Клячина: К Чешскому филармоническому оркестру Пинхас Штейнберг регулярно приезжает с музыкальными подарками. Но в этот раз перед дирижером стояла непростая задача – подарить чешскому оркестру его же национальную музыку – цикл из шести симфонических поэм Сметаны ''Моя родина''.

Пинхас Штейнберг: Когда меня попросили сделать этот концерт – организаторы фестиваля попросили меня исполнить что-нибудь чешское. Что может быть более чешское, чем ''Моя родина'' Сметаны? Ничего. Но для меня было ясно – здесь есть некоторая опасность: я не чех. То есть иностранец приезжает и дирижирует чешским оркестром – играют чешскую национальную музыку. Мне было интересно, как оркестр отнесется к этому. Единственное, что я мог сделать - дирижировать так, как я понимаю эту музыку. И когда мы репетировали, они сказали: ты один из нас.

Ольга Клячина: В России Сметану иногда называют чешским Глинкой. Сметана впервые стал использовать в своих произведениях чешские народные сюжеты. Самая знаменитая симфоническая поэма из цикла ''Моя Родина'' – ''Влтава'' – стала, можно сказать, неофициальным гимном Чехии, ее визитной карточной.

(Звучит отрывок из ''Влтавы'')

Ольга Клячина: Концерт чешского оркестра завершился выступлением скрипачки Инги Родиной. Инге 11 лет, но она уже лауреат конкурсов в Санкт-Петербурге, Чехии и Литве.

(Инга Родина играет на скрипке)

Инга Родина: Это прекрасный оркестр, самый лучший оркестр, который я только слышала. И причем, это ведь уже знакомые мне люди, так сказать, потому что я была в Чехии ровно год назад на конкурсе Ярослава Коциана по скрипке. Вот я объездила три страны – и это самая лучшая страна, которую я видела. Серьезно!

Ольга Клячина: Приехал на фестиваль оркестр из Польши ''Sinfonia Varsovia'' и его художественный руководитель Кшиштоф Пендерецкий. В Москве публика приветствовала его, как старого знакомого.
Кшиштоф Пендерецкий - ныне живущий классик. На фестивале оркестров Кшиштоф Пендерецкий впервые исполнил в Москве свою 5-ю симфонию.

Кшиштоф Пендерецкий: Моя 5-я симфония, с которой мы начнем концерт, никогда раньше не исполнялась в Москве. И мне кажется, что она принадлежит к числу моих лучших произведений. Создавая это произведение я думал прежде всего о 5-ой симфонии Бетховена. В этом произведении очень важна форма, структура. Я писал ее на заказ для института культуры Кореи, и взял старую корейскую мелодию, которая была запрещена в Корее во время японской оккупации.

(Звучит 5-я симфония Кшиштофа Пендерецкого)

Ольга Клячина: Симфонию Пендерецкий написал довольно давно – в 90-ые годы. Теперь говорит, что в последнее время стал стремиться к ясности и постепенно отходить от авангарда.

Кшиштоф Пендерецкий: Я всегда работаю над несколькими произведениями одновременно. Некоторые я заканчиваю, некоторые нет. Сейчас я пишу двойной концерт для скрипки и альта – это на двухсотлетие ''Мюзик Ферайн'' в Вене. Я начал работу над следующей оперой ''Федра'' по Россини. Два месяца назад я написал произведение для виолончели – для обязательной программы конкурса Чайковского. И последнее время я пишу много камерной музыки. Один из моих проектов – музыка на стихи Есенина. Я планирую написать цикл песен для баритона с оркестром. Я уже начал писать, ненадолго отложил, но еще к этому вернусь.

Ольга Клячина: По традиции в фестивале приняли участие два российских оркестра. Объединенный симфонический оркестр Саратова исполнил произведения Чайковского, Римского-Корсакова и Прокофьева. А завершил фестиваль Национальный Филармонический оркестр России – дирижировал Владимир Спиваков. Заключительный концерт целиком был посвящен творчеству Сергея Рахманинова.


Марина Тимашева: Ольга Клячина рассказывала о Шестом фестивале симфонических оркестров мира, который только что завершился в Москве.
XS
SM
MD
LG