Ссылки для упрощенного доступа

До и после "Антиселигера"


Давно не было массовых мероприятий более противоречивых, чем "Антиселигер".

Гражданский форум в Химкинском лесу – это очень хорошо.

Химкинский лес в центре внимания. Живой Навальный не пишет, а говорит. Михаил Борзыкин поет умные песни. Гречневая каша от полевой кухни партии "Яблоко" вкусна. "Синие ведерки" и противники "Охта-центра" поддерживают защитников леса добрым словом. Каждый друг с другом солидарен.

В то же время "Антиселигер" – это совсем не хорошо.

Основная идея форума – объединение гражданских активистов – не нова. Ее воплотили еще год назад на митинге в центре Москвы "Мы все живем в Химкинском лесу". На него пришли около пяти тысяч человек. Столько же, по словам лидера защитников леса Евгении Чириковой, участвовали в "Антиселигере". На митинге пели и говорили достойные люди. На "Антиселигере" тоже. Но изменился контекст. Кардинально.

После митинга на Пушкинской партия "Единая Россия" сделала вид, что тоже переживает за Химкинский лес – и президент Дмитрий Медведев вырубку приостановил.

Правительственная комиссия вскоре разрешила ее возобновить. Затем ученые провели независимую экспертизу и нашли одиннадцать вариантов строительства трассы Москва-Санкт-Петербург в обход Химкинского леса. Экспертизу передали Медведеву. Но накануне "Антиселигера" президент сказал, что маршрут строительства изменить уже нельзя. Это понятное решение. Иначе ему пришлось бы прямо или косвенно признать, что его предшественник нарушил закон, переведя земли Химкинского леса из лесного фонда в категорию транспортных земель, и что Верховный суд, оправдав это решение, поступил, мягко говоря, странно.

В итоге вырубка леса продолжается. Почти каждый день защитники леса останавливают строительную технику и получают травмы. Полицию вызывают одновременно активисты и охранники. Та на собственном опыте узнает, что такое шизофрения, и все чаще игнорирует вызовы и тех, и других.

Впрочем, главное в новом контексте – это выборы президента, которые состоятся через несколько месяцев. В конце 2010 года Движение в защиту Химкинского леса объявило о выдвижении своего кандидата на пост президента. В марте 2011-го Евгения Чирикова заявила, что выдвигать своего кандидата ее соратники все же не планируют. В ответ на лозунг "Женя – наш президент" Евгения Чирикова теперь улыбается. Обещает регулярно проводить "Антиселигер". Признается, что вопрос об участии в голосовании (не в выборах) – "интересный".

Однако и в этом новом контексте Химкинский лес по-прежнему привлекает большинство людей не фактом своего существования и даже не угрозой своему существованию. Он интересен именно тем, что за него смело и неустанно борются обычные люди, а их борьба из локальной и "экологической" стала общероссийской и "политической".

Пик этой трансформации пришелся на прошлогодний митинг, и результат был заметен. Вырубку приостановили. Родился лозунг "Женя – наш президент" (он, конечно, условный, но отражает ожидание следующего шага). Появились люди, которые видят свое будущее в России и поняли, что их много, что они могут быть силой. Спад же пришелся на нынешний "Антиселигер". Вырубка продолжается, а участники форума в сотый раз решили объединяться, в сотый раз раскритиковали полицию, в тысячный раз посмеялись над Путиным и ничего не решили про выборы. Реально они предложили своим сторонникам лишь остросоциальные песни и гречку от партии "Яблоко". Никаких изменений – ни в Химках, ни в России – это не предвещает.
XS
SM
MD
LG