Ссылки для упрощенного доступа

Малый бизнес запомнит семью Матвиенко


Валентина Матвиенко (слева) и Сергей Матвиенко
Валентина Матвиенко (слева) и Сергей Матвиенко
Каким был бизнес-климат в Петербурге при губернаторе Матвиенко? Мог ли упадок малого предпринимательства стать одной из причин ее ухода с поста? Помогал ли административный ресурс Сергею Матвиенко, сыну губернатора, создать свою бизнес-империю? На эти вопросы РС отвечают предприниматели Петербурга.

- Я начинал небольшой строительно-подрядный бизнес при мэре Анатолии Собчаке, - говорит предприниматель, бывший совладелец снесенного в прошлом году "Хасанского рынка" Евгений Пашнин.- Когда пришел новый губернатор ВладимирЯковлев, я боялся, что придут худшие времена. Но нет, дело шло. Я стал девелопером.

А вот при Матвиенко мой бизнес оказался полностью разрушен. Не помогли ни суды, ни митинги.

- То есть, ваш опыт говорит о том, что бизнес-климат в городе ухудшился?

- Думаю, что не только мой. В городе стало больше коррупции. Мы полностью зависим от воли чиновников. Нас замучили проверки - СЭС, пожарные, каких только нет...Сроки рассмотрения бумажек - длительные, естественно, с заносами-подносами... Конечно, и в этих условиях бизнес развивается. В экономике стало больше денег, но это не заслуга Матвиенко.

- "Деловой Петербург" со ссылкой на СПАРК полтора года назад оценил активы сына Валентины Матвиенко Сергея Матвиенко в миллиард долларов (кстати, раньше официальных данных о бизнесмене Матвиенко в СПАРКе просто не было). Сам Сергей Матвиенко недавно дал интервью, где заявил, что его мама- губернатор никак не помогала ему в бизнесе.

- Его бизнес сложно назвать бизнесом. Он не выживет без административной поддержки. Бизнес Сергей Матвиенко начал в 2003 году, когда его мать стала губернатором. С того момента он быстро пошел в гору. До этого, насколько мне известно, он пытался что-то делать, но успеха не добился.

- Сергей Матвиенко отрицал свой интерес в разгроме в 2010 году "Хасанского комплекса", совладельцем которого вы являлись. А вы и ваши коллеги обвиняли именно его.

- Могу только повторить, что для предпринимателей роль Сергея Матвиенко в разгоне "Хасанского рынка" совершенно очевидна. Сначала от его доверенного лица поступило предложение продать большую долю комплекса, а, когда мы отказались, начались проблемы - с нами расторгли арендный договор и комплекс уничтожили. По поводу роли Сергея Матвиенко в этой истории мы обращались в прокуратуру. Правда, безрезультатно.

- Что сейчас на месте "Хасанского"?

- Пилят бюджетные деньги. В бюджете сначала зарезервировали 200 миллионов рублей на строительство нового комплекса, затем смета возросла до 700 при упрощении проекта. Все это открыто, можно прочитать в бюджете города. Управлять вновь построенным комплексом, по данным предпринимателей, будет структура, связанная с Сергеем Матвиенко.

- Наверное, эти предположения весьма сложно доказать.

- Да, как и найти владельца "Домодедово". Было бы желание это сделать.

- Недовольство малых предпринимателей могло подтолкнуть президента к решению лишить Матвиенко поста губернатора?

- В общей бочке недовольства наш литр есть, - сказал Евгений Пашнин.

- В 2005 году на территории Петроградского района, где я работаю, была предпринята массовая попытка захвата малого бизнеса, - утверждает бывший владелец торговой зоны "Салют" Алексей Третьяков. - Мы сопротивлялись более пяти лет.

Говорить о едином бизнес-климате в период правления Матвиенко не приходится -для разных секторов экономики он был разным. Общая тенденция: чем крупнее бизнес и чем более он, хотя бы формально, "иностраннее", тем лучше он жил. И наоборот.

В 2007 году наш город стал "столицей сетевого ритейла": доля крупных торговых сетей в обороте розничной торговли превышает 86%. Для сравнения, в Москве - это 50%, по России - около 25%. В результате, цены в Питере растут, качество товаров в магазинах падает. Нет конкуренции, возвращаемся к худшему варианту советской торговли: "вас много, я одна, что завезли - тем торгую". В результате, в Петербурге все более популярны шоп-туры домохозяек в Финляндию за едой: цены там в несколько раз ниже.

Другие примеры. Были ликвидированы независимые перевозчики - маршрутки. Сейчас начались гонения на мини-отели. На заседании правительства губернатор заявила, что это по сути бордели и с ними надо разбираться. На самом деле, в наш город собираются прийти иностранные гостиничные сети, и город расчищает им дорогу.

Технология уничтожения малого бизнеса - самый успешный проект городского правительства. На первом этапе объясняют, что вам надо бы закрыться, вы все равно не выживете. Если вы непонятливы, к вам в массовом порядке идут проверяющие структуры. Третий этап - вас начинают отсекать от систем водоснабжения или, допустим, электричества. Если каким-то образом вы это пережили (скажем, поставили электрогенератор), "Роспотребнадзор" выясняет, что ваш генератор шумный и мешает жителям. Далее, поскольку подавляющее большинство предпринимателей связано с арендой госимущества либо земли, начинаются иски о выселении. Ну, а для самых стойких есть ОМОН и уголовные дела.

- Хасанский рынок пережил все этапы - отключение электричества и воды, воды, возбуждение дела против защищающего его адвоката...

- Совершенно верно. При этом рынок сносили под лозунгом "не допустим Черкизона". Но на Черкизоне продавали контрабанду. Хасанский рынок не имел к этому отношения.

А вообще уничтожение малого бизнеса - это тенденция. Точкой отчета можно считать 30 ноября 2004 года. Вышло городское постановление правительствс об уничтожении остановочных павильонов с торговым блоком. Следом была уничтожена вся торговля в радиусе 50 метров у метро (больше 2000 объектов). А дальше пошли комплексы мелкорозничной торговли. На момент прихода Матвиенко их было 880. Было уничтожено свыше 700. Еще добавилось уничтожение "Апраксиного двора".

Задача, которую, видимо, поставили перед Матвиенко, выполнена очень неплохо - крупный капитал получил все возможные преференции.

- Почему же тогда Матвиенко отправляют "на повышение", которое по сути можно считать отставкой?

- Дело в том, что "при ощипывании гусей нужно обеспечить максимум пуха и минимум писка". Валентина Ивановна обеспечила "максимум пуха", но не обеспечила "минимума писка". Рейтинги "Единой России" в Петербурге - одни из самых низких по стране. И иметь в Петербурге такого непопулярного губернатора власть не может себе позволить, - считает Алексей Третьяков.

При Валентине Матвиенко побороться с крупным бизнесам пришлось и предпринимателям петербургского исторического торгового центра "Апраксин двор". Рассказывает представитель бизнесменов, генеральный директор ООО "Первый корпус Апраксина двора" Ирина Иванова:

- На территории "Апраксина двора" 58 корпусов. С 2007 года всех, кого смогли, чрез суды лишили права на аренду. Оставшимся (а это собственники помещений) обещали, что в течение пяти лет должна пройти полная реконструкция. Конкурс состоялся в 2007 году — победила компания Олега Дерипаски ООО "Главстрой-Спб". Победила с определенной концепцией: она собиралась произвести снос корпусов, которые являются историческим памятником (им более 200 лет), и построить новые. Общественность города возмутилась. Была проведена экспертиза, которая рекомендовала корпуса не сносить, а реставрировать.

Затем нас обнесли синим забором. На этом синем заборе повесили объявление "Апраксин двор переехал", хотя мы никуда не переехали.

- То есть, оставшихся предпринимателей стали выдавливать?

- Да. Коммунальные платежи для предпринимателей взлетели в два с половиной раза. Когда мы возмутились, у нас перестали убирать мусор, более того, за ночь специально привезли кучу мусора ко входу.

-Как Валентина Матвиенко комментировала ситуацию?

- Она говорила, что "Апраксин двор" - это "негативная зона". Вину за "негатив" Матвиенко и другие чиновники возлагали на малых бизнесменов — собственников помещений. Появился поток статей в прессе, что вопрос с "Апраксиным двором" решен, здесь будут бутики и рестораны.
XS
SM
MD
LG