Ссылки для упрощенного доступа

У полиции хотят отобрать права


На форме полицейских еще не успели сменить надписи, но и без этого работа полиции пока что мало чем отличается от работы милиции
На форме полицейских еще не успели сменить надписи, но и без этого работа полиции пока что мало чем отличается от работы милиции
Члены президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека на состоявшейся 5 июля встрече в Нальчике рассказали Дмитрию Медведеву о том, насколько коррупциогенен закон "О полиции" и что следует предпринять, чтобы реформа удалась. Президент получил заключение экспертов, которое, возможно, станет поводом для внесения поправок в один из самых обсуждавшихся нормативных актов последнего времени.

Выводы общественных экспертов однозначны: нынешняя редакция закона о полиции оставляет много возможностей для получения взяток сотрудниками правоохранительных органов. И в случае, если оставить все как есть, большого толку от милицейской реформы не выйдет. Говорит заместитель директора российского отделения "Трансперенси Интернэшнл" Иван Ниненко:

– Еще при внесении закона на рассмотрение в Государственную Думу, мы увидели в нем большое количество коррупциогенных факторов. В первую очередь это, конечно, касается раздела, регламентирующего права сотрудников полиции. И вообще формулировка "права" здесь не совсем корректная, большинство наших экспертов посчитали целесообразным сказать, что полиция должна быть наделена обязанностями, компетенциями и полномочиями, а не правами, которые они могут использовать по своему усмотрению. Одним из самых коррупциогенных являются нормы, связанные с проверками документов. Они содержат в себе, например, такой пункт: "Иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности". Это дает крайне широкую возможность для толкования сотрудниками полиции, требующими какие-либо документы.

Мы указывали также на такой коррупциогенный фактор, как конфликт интересов. В частности, полиция осуществляет контроль за деятельностью частных охранных организаций, но этот же орган оказывает частные охранные функции через вневедомственную охрану. На наш взгляд, для устранения коррупциогенности, надо эти функции развести по двум разным органам. Ведь, понятно, что если вы и оказываете и услугу, и осуществляете контроль, то ваши конкуренты оказываются в невыгодном положении.

Над экспертизой закона о полиции работали не только сотрудники "Трансперенси Интернэшнл" в России, но и эксперты, привлеченные из других известных в России общественных и правозащитных организаций, таких как "Агора", "Комитет против пыток", Калининградский экспертно-правовой центр, Институт прав человека. В результате они составили список наиболее корррупциогенных положений закона. В этом списке – чуть меньше 20 позиций, которые эксперты называют однозначно коррупциогенными. По мнению Ивана Ниненко, появления в тексте закона норм, оставляющих большие возможности для злоупотреблений, можно было бы и избежать, однако Министерство юстиции не посчитало нужным проводить антикоррупционную экспертизу законопроекта перед его рассмотрением в Госдуме:

– Они сослались на то, что в законе об антикоррупционной экспертизе говорится, что Минюст проводит экспертизу проектов законов, которые разрабатывает правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Из-за ряда правовых казусов, президент в России не является федеральным органом исполнительной власти. Но при этом Минюст почему-то закрыл глаза на то, что президент не сам разрабатывал этот закон, не сидел в свободное от работы время и писал его, а своим указом поручил правительству России разработать и внести закон в Государственную Думу. В целом это связано с тем, что в современной России роль экспертизы пока крайне низкая. Нет нормы ее обязательного рассмотрения депутатами при принятии закона, результаты экспертизы не публикуются на сайте Минюста и не сопровождают эти законы. Мы надеемся, что наша текущая работа над законом о полиции, над его экспертизой, позволит усилить этот механизм в России.

Теперь дело за Дмитрием Медведевым, которому, вероятно, придется прислушаться к экспертам и внести поправки в закон о полиции.

– На прошлом заседании Совета президент сказал, что после получения от нас экспертизы, он готов вносить поправки в закон. Мы надеемся, что президент будет верен своим словам, потому что без этого реформа правоохранительных органов бесполезна. О чем вообще можно говорить, когда ключевой закон в этой реформе не проходил экспертизу и содержит в себе коррупциогенные факторы, – говорит Иван Ниненко.

В свою очередь, глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов во время состоявшейся встречи с Дмитрием Медведевым сообщил, что правозащитники готовы взять на себя контроль над регулярностью мониторинга коррупции, поскольку именно гражданское общество является главным антикоррупционным ресурсом президента, отметил Федотов. Ну, а с выводами экспертов, проверявших на коррупциогенность закон о полиции, можно будет познакомиться уже6 июля, текст экспертного заключения появится в интернете.
XS
SM
MD
LG