Ссылки для упрощенного доступа

Приговор Европейского Суда в пользу братьев Вельхиевых: 130 тысяч евро и расследование!


Ирина Лагунина: Во вторник Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Вельхиев и другие против России». Номер дела 34085/06. Европейский суд признал, что, поскольку братья Бекхан и Башир Вельхиевы в июле 2004 подверглись пыткам со стороны российских государственных служащих, это было нарушением статьи 3 Европейской конвенции по правам человека. Башир Вельхиев в результате этих пыток скончался, что является нарушением статьи 2 конвенции, гарантирующей право на жизнь. Суд потребовал от России выплатить истцам (Бекхану Вельхиеву и вдове Башира и пятерым его детям) 130 тысяч евро, а также провести расследование и привлечь к ответственности виновных. Об обстоятельствах этого дела мы беседуем с адвокатом семьи Вельхиевых Исой Гандаровым. Что произошло с этой ингушской семьей 20 июля 2004 года?

Иса Гандаров: Утром 20 июля 2004 года сотрудники силовых структур незаконно проникли в жилище Башира Вельхиева – это брат Бекхана Вельхиева, и провели незаконный обыск. После проведения незаконного обыска сотрудники силовых структур на своих машинах вывезли в неизвестном направлении Башира и Бекхана Вельхиевых. И как позже выяснилось, они были доставлены в УБОП при МВД города Назрань республики Ингушетия. Их пытали в здании УБОП, обоих братьев, и впоследствии Башир Вельхиев был убит, от пыток скончался, Бекхан Вельхиев был оставлен в машине в городе Назрани, где его подобрали сотрудники РОВД города Назрани и доставили в здание РОВД и поместили в камеру. Утром следующего дня 21 июля Бекхан Вельхиев был освобожден. И после этого выяснилось, Бекхан узнал, что его брат Башир Вельхиев был убит в кабинете номер 17 УБОП при МВД республики Ингушетия. 30 июня 2004 года прокуратура города Назрани возбудила уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Предварительное следствие по этому уголовному делу возобновлялось, приостанавливалось несколько раз. Но виновных лиц так и не установили, не привлекли к уголовной ответственности. И впоследствии, пройдя все внутренние инстанции России, Бекхан и семья Башира Вельхиева обратились в Европейский суд с жалобой. Как вы знаете, сегодня Европейский суд вынес решение по этому делу. Европейский суд признал нарушение статьи второй – право на жизнь, третьей и пятой – право на свободу и личную неприкосновенность. Также Европейский суд признал нарушение статьи второй и третьей, Министерством не было проведено эффективное расследование случая убийства Башира Вельхиева и применение пыток к Бекхану Вельхиеву.

Ирина Лагунина: Вы заговорили о семье Башира Вельхиева. Вообще, что это за люди, эти братья, с которыми судьба вас заставила столкнуться при столь трагических обстоятельствах?

Иса Гандаров: Семья Вельхиевых – это обычная семья, которая проживает в республике Ингушетия. Ничем противозаконным они никогда не занимались ни до смерти Башира, ни после. Они никогда не были в розыске ни Башир, ни Бекхан, никто из членов их семьи. Это обычная семья, которая ведет обычный образ жизни.

Ирина Лагунина: А на каком основании сотрудники МВД приехали и вторглись в дом?

Иса Гандаров: Законного основания для вторжения в частное домовладение Башира Вельхиева у сотрудников силовых структур не было. Они не представили, не предъявили никаких документов, ордер на обыск, ордер на арест Башира и Бекхана Вельхиевых. То есть они проникли в жилище незаконно. Но все эти события происходили после так называемого нападения на Ингушетию в 2004 году, то есть за месяц до этого случая в Ингушетии были беспорядки, были убиты несколько сотрудников силовых структур боевиками. Власть неофициально это связывает с этими событиями, которые были за месяц до незаконного ареста и убийства Башира Вельхиева.

Ирина Лагунина: То есть это была операция в рамках так называемых зачисток, которые шли в то время. Что-то изъяли, какие-то документы, какие-то ценности у Башира?

Иса Гандаров: В доме Башира Вельхиева, где проводился обыск, ничего противозаконного сотрудники силовых структур так и не нашли. Но позже выяснилось, что из дома были похищены деньги в размере 12 тысяч долларов и 40 тысяч рублей и золотые украшения, которые принадлежали членам семьи Вельхиевых.

Ирина Лагунина: Напомню, мы беседуем с адвокатом семьи Вельхиевых Исой Гандаровым. Украденные драгоценности, наверное, тоже могли бы навести на след. Но, как я понимаю, не навели.

Иса Гандаров: Вы знаете, с момента возбуждения уголовного дела и по сегодняшний день органами следствия не было сделано ничего, чтобы раскрыть это преступление, а наоборот, на мой взгляд, делается все, чтобы скрыть это преступление, которое было совершено сотрудниками правоохранительных структур. Никакого эффективного расследования не было.

Ирина Лагунина: Но, господин Гандаров, при каких-то обстоятельствах ведь, наверное, я предполагаю, тело Башира Вельхиева было возвращено семье. Кто его возвращал, как?

Иса Гандаров: Труп Башира Вельхиева был доставлен в морг города Владикавказ. Вечером 21 июля, на второй день после задержания незаконного, после обеда труп Башира был перевезен из Владикавказа родственниками, которые поехали во Владикавказ и забрали труп.

Ирина Лагунина: То есть им сообщили, что труп находится во Владикавказе? Но опять-таки, кто сообщил, при каких обстоятельствах?

Иса Гандаров: Первая информация о том, что Башир Вельхиев убит, была получена от сотрудника прокуратуры республики Ингушетия Албасова. Албасов сообщил, что Башир Вельхиев убит брату Бекхану, который был задержан.

Ирина Лагунина: Но он не сообщил, кем убит и при каких обстоятельствах. А какое-то медицинское обследование тела было произведено после того, как семья получила его из морга во Владикавказе?

Иса Гандаров: Да, конечно, по требованию родственников была проведена судебно-медицинская экспертиза, было вскрытие, и были обнаружены многочисленные следы пыток, которые повлекли за собой смерть. Так же было медицинское освидетельствование Бекхана Вельхиева, к которому тоже применялись пытки. И было сделано заключение о том, что Бекхану Вельхиеву был нанесен легкий вред здоровью, несмотря на то, что пытки продолжались почти сутки.

Ирина Лагунина: Как вы сказали – легкий вред здоровью?

Иса Гандаров: Да, легкий вред здоровью.

Ирина Лагунина: Сейчас семья по решению Европейского суда должна получить 130 тысяч евро в качестве компенсации за нанесенный моральный ущерб, а так же Европейский суд постановил, что это дело должно быть расследовано и доведено до конца. Вы верите в то, что на этот раз российские власти исполнят решение Европейского суда не в том, что касается денег, а в том, что касается проведения расследования?

Иса Гандаров: У нас просто нет сомнений в том, что Российская Федерация выплатит присужденную Европейским судом компенсацию, но мало верится в то, что Российская Федерация проведет эффективное расследование даже после решения Европейского суда. Потому что у нас есть практика, у нас были решения по республике Ингушетия, по этим делам нет никакого сдвига даже после решения Европейского суда. Сейчас мы по этим делам работаем, требуем, чтобы возобновили дела и провели эффективное расследование, учитывая те доводы, на которые указал Европейский суд. Так же и по делу Вельхиевых против России мы будем добиваться проведения эффективного расследования. А то, что проведут, не проведут – покажет время.

Ирина Лагунина: Мы беседовали с адвокатом семьи Вельхиевых Исой Гандаровым. Обзор аналогичных дел против России на рассмотрении Европейского Суда по правам человека – в ближайших выпусках этой программы.
XS
SM
MD
LG