Ссылки для упрощенного доступа

Гражданское общество и его враги


­­Отношения народа, гражданского общества и власти – вечная тема российских блогеров. Каждый новый поворот громких, резонансных дел, порождает вереницу пространных постов на тему "что должна сделать власть, чтобы сохранить лицо" - или не лицо, а другие телесные функции, как в реплике Николая Клименюка на платформе Snob.ru:

Правозащитники из Совета при президенте по правам человека подготовили для своего патрона отчет о результатах расследования обстоятельств смерти Сергея Магнитского. Расследование показывает, как в истязаниях и убийстве Магнитского были задействованы десятки людей и государственных органов: суды, прокуратура, ФСБ, МВД, ФСИН, который подчинятся минюсту, тюремные и обычные гражданские медики. Билл Браудер назвал дело Магнитского российским Уотергейтом. Но это пока что мечта. Чтобы оно стало Уотергейтом, должна поломаться система и должны покатиться головы. А сломать систему и снести эти головы — прямая обязанность президента Медведева. Мне кажется, что Медведев этого хочет. Вопрос лишь в том, может ли он. После того, как ему представили отчет, подготовленный по его прямому заказу, у президента нет никакой альтернативы, кроме как действовать. Это единственный способ доказать, что он не импотент.

Душа президента не отстает от тела - она тоже не осталась в стороне от общения с гражданским обществом: в понедельник известные в ЖЖ фотоблогеры Дмитрий Терновский, Илья Варламов, Рустем Адагамов, Сергей Доля и Антон Носик обратились к Медведеву с открытым письмом о свободе фотографирования в России (которая ущемлена многообразными запретами на съемки в магазинах, аэропортах, музеях, церквях и кладбищах). Они пишут:

Надеемся, что вы, как гарант Конституции РФ, а также как фотограф, разделяющий это увлечение, обратите внимание на озвученную проблему и будете способствовать тому, чтобы в России не нарушалось право на свободу фотографии.

Теоретические выводы из этого использования склонностей президента в общественных целях делает на портале polit.ru Андрей Левкин:

Тут есть милая двусмысленность: речь не об отношении к государству, в котором не выполняются 24 и 29 статьи Конституции, а к власти, которая в данном контексте является совокупностью кадров, персонифицированных Главными начальниками. То есть, гражданское общество тут обращается строго к гражданам, а не к обездушенных нормативам. Все гармонично. Нет сомнений, что президент согласится и как-нибудь отреагирует. Жаль разве, что такой подход (основанный на личной сопричастности) работает не всегда. При таком подходе не может идти и речи, например, об улучшении условия содержания, скажем, психических больных или заключенных – не обращаться же к чиновнику в варианте "как разделяющий это увлечение."

Народ, со своей стороны, продолжает безмолвствовать. По мнению Глеба Черкасова, раньше 2013 года, когда вступит в силу запрет на свободную продажу пива, народного волеизъявления не случится:

Выросло уже два поколения наших граждан, привыкших покупать пиво, когда хочется, и пить там, где хочется. Это уже не напиток, это стиль жизни. Как они перенесут покушение на вольности, к которым привыкли? Сравнить не с чем. Пока ничего такого не отнимали.

***
Британская блогосфера обсуждает закрытие газеты News of the World. Это решение принял ее владелец Руперт Мердок – после скандала, вызванного чередой известий о том, что журналисты издания добывали информацию путем подслушивания, хакерства и подкупа полицейских. Скандал начался довольно давно, когда всплыли свидетельства прослушки телефонов известных политиков и актеров. В последние недели выяснилось, что жертвами несакционированного доступа со стороны журналистов издания были и обычные люди, в том числе родственники погибших в терактах в Лондонском метро и солдат, воевавших в Ираке и Афганистане. Многие восприняли закрытие газеты как победу добра над злом. Пишет блогер Guardian Рой Гринслед:

Итак, газета, просуществовавшая 168 лет, скоро выйдет в последний раз. Король воскресных газет умер, да здравствует… а вот что? Еще рано подводить окончательные итоги этого скандала. Можно закрыть одно издание, открыть вместо него другое, но прежде надо разобраться, кто что как и зачем делал. Хитрецов перехитрили. Точнее, они перехитрили сами себя. Теперь надо докопаться до сути.

Блогер The Telegraph Дэниел Хэннан отмечает, что решение Мердока можно прочитать и в экономических терминах:

News of the World погубило давление со стороны потребителей – с одной стороны, отвернулись рекламодатели, с другой – ей грозил бойкот читателей. Там, где не помогли судебные решения, иски о клевете, акты правительства и козни конкурентов, справилась невидимая рука Адама Смита. Из этой саги никто не выйдет победителем, и после журналистов наверняка достанется полицейским. Однако читающая публика, по крайней мере, подтвердила свою приверженность нравственным принципам. Мне кажется, читатели устали от выходок назойливых журналистов. Люди больше не хотят закрывать глаза на то, какими неблаговидными способами газета собирает сплетни о звездах и спортсменах. Что-то поменялось, и поменялось навсегда.

Но не у всех закрытие News of the World вызвало прилив энтузиазма. Тоби Янг с портала The Telegraph считает, что издание приносило больше пользы, чем вреда:

Я честный поклонник News of the World. Если то, что говорят про прослушку телефонов, правда, отвечать должны только причастные к этому излишние ретивые журналисты. Закрывать газету целиком – это перебор. Мне жаль, что принято именно такое решение. Да, сотрудникам газеты иногда изменял вкус и чувство порядочности, однако помимо этого они рассказывали об очень важных вещах. Сегодня ночью многие нечистые на руку чиновники, бессмысленные политики и нечестные спортсмены будут спать гораздо спокойнее.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG