Ссылки для упрощенного доступа

Общество довело национал-социалистов до тюрьмы


Члены "банды Молоткова" в Мосгорсуде
Члены "банды Молоткова" в Мосгорсуде
Московский окружной военный суд поставил точку в деле одной из самых жестоких праворадикальных группировок последнего времени.

Накануне 13 членов "НСО-Север" (Национал-социалистического общества) за убийства, грабежи, подготовку терактов и покушений были приговорены к длительным (включая пожизненные) срокам лишения свободы. Защита намерена обжаловать приговор, ссылаясь, в том числе и на то, во время следствия осужденные давали показания под пытками, а само Национал-социалистическое общество создавалось как провокация спецслужб. Правозащитники, исследующие активность ультраправой среды подобную версию отвергают.

Дело "НСО-Север" Московский окружной военный суд рассматривал больше года. В деле, состоящем из сотни томов, приведены сведения о почти 50 преступных эпизодах, которые суд посчитал доказанными - убийства, грабежи, теракты, покушения на "лиц неславянской внешности". В целях обеспечения безопасности дело рассматривалось за закрытыми дверями, на выездном заседании в здании Московского городского суда. Военные судьи рассматривали его, поскольку один из подсудимых обвинялся, помимо прочего, в дезертирстве.

Рассказывает пресс-секретарь Московского окружного военного суда Ирина Жернова:

- Всего по делу проходило 13 человек. Их обвиняли в совершении 27 убийств и в нескольких десятках тяжких и особо тяжких преступлениях. Все обвиняемые были признаны виновными и получили различные сроки. Пятеро из них получили пожизненное заключение - это Молотков, Михайлов, Тамамшев, Апполонов и Рудик. Остальные - от 10 до 23 лет. Подсудимый Свиридов получил 8 лет условно с 5-летним испытательным сроком, - сказала Ирина Жернова.

Сергей Свиридов проходил по делу как незначительный соучастник одного из покушений и на протяжении всего следствия оставался на свободе под подпиской о невыезде. Однако защита и родственники других подсудимых ранее неоднократно утверждали, что только сотрудничество со следствием спасло Свиридова от ареста. На оглашении приговора в его адрес раздавались угрозы со стороны некоторых других фигурантов дела.

Другие фигуранты - Лев Молотков, Влад Тамамшев, Виктор Апполонов, Виктор Вахромов, Сергей Голубев, Василиса Ковалева, Николай Михайлов, Константин Никифоренко, Леонид Рудик, Евгений Чалков, Дмитрий Чечкин и Сергей Юров. Все они, по утверждению следствия, входили в "НСО-Север", группировку Национал-социалистического общества, которую правозащитники называют одной из самых жестоких в праворадикальной среде.

Рассказывает директор информационно-аналитического центра СОВА Александр Верховский:

НСО на "Русском марше - 2007"
- Национал-социалистическое общество в середине 2000-х было, наверное, крупнейшей неонацистской организацией в стране. На пике своего развития в 2007 году, когда они легально участвовали в "Русском марше", в колонне, которую они вели, было около 1000 человек. Они были достаточно авторитетны. При этом они действовали в открытую, участвовали даже в каких-то выборах, проводили митинги и параллельно совмещали это все с совершением большого количества насильственных действий, - утверждает Александр Верховский

По данным следствия, на счету "НСО-Север" несколько грабежей, поджоги, подготовка несостоявшегося теракта на Загорской ГАЭС, 27 убийств. В списке убитых - уроженцы кавказских республик, Азии, африканцы, антифашист Алексей Крылов, а также двое бывших соратников националистов, которых те заподозрили в предательстве. Одного из них члены группировки убили на съемной квартире лидера группы Льва Молоткова, а другого вывезли в лес и зарезали.
Впрочем, защита утверждает, что следствию не удалось доказать, что именно подсудимые совершали эти преступления, а само дело, по словам адвокатов, построена на оговорах и самооговорах.

Говорит адвокат Василисы Ковалёвой (суд приговорил её к 19 годам колонии за покушение и соучастие в двух убийствах) Сергей Сташевский:

- Берут человека, раскалывают его с применением специфических методов. Я не против таких методов, когда они потом подкрепляются какими-то объективными данными. Скажем, человека раскололи, он пошел и показал, где труп зарыл, где нож бросил. На ноже потом нашли отпечатки пальцев, то есть его "расколка" чем-то подтверждается объективно. В нашем деле, я считаю, работа следователей провалена. Но в законе записано, что эти доказательства могут лечь в основу обвинительного приговора.

Вот моя подзащитная Ковалева, например. Ее оговорили Апполонов и Голубев. Потом в суде они перед ней публично извинились и сказали, что они оговорили ее под пытками. С ее стороны никакого признания не было. Каких-либо иных дказательств нет. Поэтому я, конечно, приговор буду обжаловать, - утверждает Сергей Сташевский.

Бывшая студентка факультета журналистики МГУ и волонтер фонда “Город без наркотиков” Василиса Ковалева находилась в международном розыске, была депортирована в Москву из Молдавии. Ковалева получила 19 лет колонии за участие в двойном убийстве.

Однокурсница Василисы Ковалевой Александра Коперник сообщила корреспонденту Радио Свобода Ирине Чевтаевой:

- Василиса была умницей на первом курсе, работала в районной газете и ездила по выходным помогать каким-то обиженным бабушкам, собиралась замуж. На втором курсе уже резко что-то изменилось, она увлеклась фашизмом, появились разговоры о том, как она с кем-то дралась в подъездах. Исследований национализма не было, конечно. (Адвокат Ковалевой утверждал на процессе, что его подзащитная занималась изучением националистических движений в научных целях - прим.ред.) Ни один преподаватель журфака не стал бы вести такую работу. По-моему, был только эпизод, когда она доклад делала про то, кто должен жить на земле Русской, но естественно, ей сказали, что она с ума сошла. Ее отчислили за непосещаемость на втором курсе. Я ее не видела ни на одном зачете или экзамене. Потом о ней никто ничего не слышал до самого дела.


В 2004 году НСО создал бывший помощник одного из депутатов Госдумы Дмитрий Румянцев и, несмотря на эмблемы со свастикой и лозунги "Россия для русских", несколько лет оно существовало вполне легально. Правоохранительные органы заинтересовались им в 2007, вскоре после того, как в организации произошел раскол. Место Румянцева, который покинул НСО, занял Максим Базылев по кличке Адольф. По официальной версии он покончил жизнь самоубийством, после того, как был задержан правоохранительными органами.
Сергей Сташевский, впрочем, как и адвокаты некоторых других подсудимых, утверждают, что Национал-социалистическое общество создавалось как провокация правоохранительных органов и спецслужб.

Рассказывает адвокат Сергей Сташевский:

- Появился Румянцев. Он создал организацию, втравил ее в оголтелый нацизм и расизм, они начали резать других людей, а сам ушел в сторону, ушел от ответственности. А Базылев погибает на Петровке. Здесь сразу несколько зайцев убивается - толкнуть их от легального национализма в оголтелый фашизм, чтобы показать обывателю звериный лик русского фашизма, заодно всех запугать этим. Второе - раскрыть важную большую террористическую экстремистскую организацию.

Аналитики, изучающие активность российских ультраправых, скептически оценивают подобную позицию защиты.

- Я не вижу никакой необходимости для властей создавать такие организации, - говорит Александр Верховский. - Они прекрасно создавались сами и в 90-е, и в 2000-е. Их множество. Просто вопрос исключительно в организационных талантах тех или иных людей. Румянцев как лидер НСО был человек талантливый. Кроме того, есть вторая сторона, заключающаяся в том, что, да, всегда, если существует какая-то заметная радикальная группировка любого толка, ФСБ, полиция стараются как-то держать ее под неформальным контролем. Возникают агенты и все такое прочее. Потом эти контакты всегда по-разному интерпретируются. Сами участники этих контактов, как правило, рассказывают потом о том, как они успешно использовали связи ФСБ или еще с какими-нибудь властями для продвижения своих идей. Соответственно, правоохранители рассказывают, как они успешно внедряли своих агентов. А наблюдатели со стороны видят в этом какой-то сговор.

По словам Александра Верховского, после ареста членов "НСО-Север", радикальные неонацисты стараются не проявлять себя в легальных националистических организациях. Они предпочитают объединяться для совершения насильственных действий в небольшие мобильные группы, которые гораздо сложнее обнаружить сотрудникам правоохранительных органов.
XS
SM
MD
LG