Ссылки для упрощенного доступа

Первый шаг Литвы к солнечным модулям


Ирина Лагунина: В Литве открыли первую в странах Балтии линию по сборке модулей, преобразующих солнечную энергию в электрическую. По мнению экспертов, это современное экологичное производство с использованием лучших в мире - швейцарских - фотоэлементов свидетельствует о все более широком развитии альтернативной энергетики в регионе.
При этом в самой Литве, стремящейся во что бы то ни стало построить у себя новую атомную станцию, такие безопасные, энергосберегающие технологии пока используются мало.
Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс

Ирина Петерс: Сборочная линия оборудована с использованием финансовой поддержки Европейского Союза в размере 3 млн евро. Пока она ориентирована только на экспорт. Планируется, что через пять лет в секторе создания солнечных элементов в Литве будет как минимум 500 новых рабочих мест, и в портфеле экспорта страны финансовая часть этой отрасли составит 400 млн евро. Пока же это скромное производство - в одну смену, количество работников 70 человек – выпускающее 25 модулей в час. Полуавтоматическая линия соответствует европейским стандартам по условиям экологически чистого производства и утилизации. Считается, что такое оборудование должно поощрять развитие возобновляющихся источников энергии.
Новое производство открыли в помещения бывшего вильнюсского филиала Московского экспериментального завода металлорежущих станков. В советские годы это был закрытый военный завод, который разрабатывал измерительные системы.
Директор нового предприятия Томас Ковера поясняет: мы делаем модули, преобразующие солнечную энергию в электрическую.

Томас Ковера: Солнечные модули, что народ обычно называет солнечными батареями – этот предмет производит электричество и прямо к инструменту, какому-либо прибору или в сеть его отдает. Не накапливает электричество, а сразу отдает. Сейчас в экспорте мы не ориентированы на страны Балтии, только, может быть, на Эстонию – там уже работает система компенсаций за установку таких компонентов на крыше или - маленьких электростанции до 250 киловатт. Но и в Литве уже есть люди, которые ставят эти модули. Счетчик - в двух режимах: когда вас нет дома, продаете солнечную энергию прямо в сеть.

Ирина Петерс: То есть, владелец модулей может быть не только потребителем энергии, но ещё и продавцом?

Томас Ковера: Вот именно. Если маленькое предприятие, ферма или маленький завод … Или посмотрите: сколько плоских крыш! Супермаркеты, склады – электричество нужно все время, они могут иметь свою автономию. Правда, минимум три-четыре месяца нужно, чтобы подсоединиться к сети, сейчас у нас это трудно, что не скажешь про другие страны.
Технология эта – дорогая, действительно. Используем знания, которые получаем в Швейцарии, и качество нашей продукции по отзывам – прекрасное. Вообще, ветряная, солнечная энергия – это абсолютный плюс сейчас везде. Италия, Испания, Греция, Турция… Все хотят или покупать такие модули или производить. Даже страны, которым ещё далеко до «зеленой энергетики», очень серьезно присматриваются.

Ирина Петерс: То, что Вы говорите, кажется очевидным. Это безопасное производство, и солнце нам светит. В южных странах светит ещё как! Вопрос: почему до сих пор человечество не шло по этому пути?

Томас Ковера: Первые инвестиции кажутся большими. Довольно дорогая вещь. Примерно 1,5 евро за 1 ватт, кому сколько нужно . Сначала это цифры большие. Например, устанавливаете у себя на доме солнечные элементы, если 200 – 240 ватт, то один модуль будет стоить 350 евро.

Ирина Петерс: Мой собеседник по образованию – биолог, доктор наук, и в новом коллективе, оказалось, такой – не он один.

Томас Ковера: Начальник производства – доктор наук, директор - тоже, в общем у нас с такими званиями десять человек. Таких предприятий немного… Очень этим дорожим. К тому же, коллектив многонациональный: белорусы, русские, поляки, евреи, литовцы…

Ирина Петерс: Это имеет значение?

Томас Ковера: О да! Большое. Представьте: один инженер, закончивший в свое время ленинградский вуз, другой из Москвы, третий учился в Варшаве, четвертый в Вильнюсе, пятый в Скандинавии… Когда сходятся люди, идеи, получается хорошая команда, которая может творчески, весело работать! Это очень важно, ведь сейчас многим грустно от того, что кругом только «купи-продай». И представители общины микрорайона к нам пришили, посмотрели, говорят: прекрасно, что вы здесь обосновались!
В Европе сейчас потребность в модулях высокого качества большая. Но и конкуренция тоже!.. Кажется, нелегально торговать оружием было бы легче, чем модулями. Никто ничего не говорит, не раскрывает про свои производства. Если хочешь заниматься этим бизнесом – идешь, как в ночи! Есть гиганты, делающие проекты по 200-500 мегаватт - это Германия, которая сейчас лидер в Европе. Но и Италия подрастает, французы, скандинавы. Вот и нам нужно достойно стартовать! Должно быть очень хорошее качество, доставка – вовремя, все без каких-либо технических, логистических или финансовых проблем. Тогда войдем в этот рынок.

Ирина Петерс: Значение нового производства оценивает Генрикас Миколайтис – вице-президент литовской Ассоциации предприятий инженерной промышленности.

Генрикас Миколайтис: Я думаю, это - будущее энергетики. То, что можно взять от солнца, по эффективности такое получение электричества – несопоставимо с привычными способами. Это самые большие ресурсы!

Ирина Петерс: Что же мешает это делать? Может, препятствием являются производители атомной энергии?

Генрикас Миколайтис: Финансовые группы, действительно, имеют свои интересы, это естественно. Но, если альтернативная энергетика станет выгодной, то, раньше или позже, это придет. Если сжигать нефть пока кажется нам дешевле – тогда новое откладывается. А за новые, дорогие технологические решения надо платить.

Ирина Петерс: В Германии планируют в течение нескольких лет закрыть атомные станции и поменять их именно на подобное, солнечное, производство электроэнергии.

Генрикас Миколайтис: Не могу сказать, насколько это дальновидно. Думаю, атомная энергетика свою роль должна сыграть. Сейчас закрывать все и сразу ставить новое – не получится. Возможно, лет через пять у них в Германии настроения опять поменяются… Надо существующие энергетические возможности лучше использовать.

Ирина Петерс: Хочется добавить, помня о Фукусиме: только не ценой разрушения природы и человеческих жизней!

Генрикас Миколайтис: Безусловно. Но, вот этот асфальт кругом тоже – разрушение природы. Пока живем, как живем...

Ирина Петерс: Открытию перспективного предприятия нового поколения предшествовало проявление старой, вернее, вечной проблемы: нечестная конкуренция. Несколько человек провели недавно перед производственными помещениями пикеты – будто бы от имени недовольных жителей микрорайона, выступающих против новой линии, якобы вредящей природе и людям. Вреда нет – поясняет Пятрас Демше, председатель общины жителей столичного района Жирмунай, где обосновалась Precizika.

Пятрас Демше: Здесь создана современная база для особо точных и наукоемких производств. Это радует. Дело прогрессивное, жители его одобряют. А предшествовали разные события: жалобы, что готовящееся производство – якобы вредное. Я пришел на тот пикет, выяснил: его организовали конкуренты! Недоброжелатели , завистники…

Ирина Петерс: Когда в Литве такая большая безработица, людям, хоть и не очень много рабочих мест, но все же – они важны?

Пятрас Демше: Да, и автоматизировано все. Это дает надежду, что такие производства расширяться будут.

Ирина Петерс: На открытие линии по сборке солнечных модулей в Вильнюс приехал швейцарский партнер литовской компании – предприниматель Филипп Баур. Я спросила, как в его стране сосуществуют атомные станции, их несколько, и бурно развивающаяся, так называемая «зеленая энергетика»?

Филипп Баур: У нас в Швейцарии есть как атомное производство электричества, так, например, и очень сильный сектор гидроэнергетики. После случившегося в японской Фукусиме вопросы развития атомных станций стали, конечно, предметом больших дискуссий. Эту тему невозможно игнорировать, она стала частью политического процесса. Обсуждается, в каком направлении вообще будет развиваться энергетика, какое место в будущем займут альтернативные источники. Останутся атомные станции или все же нет.

Ирина Петерс: На открытии сборочной линии присутствовал премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, который заявил: «Особенно приятно, что решение об организации такого производства было принято в трудные времена, на самом, так сказать, дне кризиса. А сегодня мы уже видим результат: объединились несколько стратегических направлений – высокие технологии, научно-производственная база и альтернативная энергетика».
Пользуясь случаем, я задала вопрос премьеру, который является активнейшим сторонником возведения в Литве новой атомной станции: подобное производство может ли быть альтернативой противоречиво оцениваемой атомной энергетике?

Андрюс Кубилюс: Пока что нет. Развиваться и атомная энергетика должна. Пока же электричество, производимое солнечными модулями, в наших географических широтах стоило - бы очень дорого. Но то, что мы будем делать их для других стран – это очень хорошо. Придет время, когда и у нас станем использовать.

Томас Ковера: Если бы Литва построила не атомную электростанцию, а два-три завода таких модулей, мы получили бы не меньше выгоды. И без загрязнения! На «зеленое дело» потратить деньги – это, если не нам, так нашим детям, внукам, правнукам… Они потом скажут про нас: молодцы, не вырубили лес, не покупали (не важно, из России или из другой страны) нефть или газ, а сделали то, что чисто. Не гудит, не жужжит…
Солнечные модули можно на фасадах небоскребов использовать! В Швейцарии уже построены санатории, абсолютно ими покрытые. Время повернуться лицом к природе. После событий в Японии атомную энергию, газ, нефтяные продукты, которые сжигаем – это все можно сравнить с мощнейшим мотоциклом, на котором человек несется и который он не в состоянии остановить… Надо думать, что нового, безопасного сделать в энергетике. Как занять в таком производстве людей и куда вложить деньги, чтобы сохранить природу.
XS
SM
MD
LG