Ссылки для упрощенного доступа

Искусство принадлежит народу и требует жертв


Это афоризм Бахчаняна довольно точно описывает коллизию, связанную с наиболее оригинальным музеем Америки: он наконец закрылся. Эта новость сразу огорчила и обрадовала всех любителей искусства.

Речь идет о Фонде Барнса – самой ценной в мире частной коллекции живописи. Ее основатель, Альберт Барнс, прожил странную и очень американскую жизнь. Он родился в 1872-м году в бедном районе Филадельфии, где на всю жизнь подружился с афро-американцами. Став врачом, Барнс разработал обеззараживающий препарат, который принес ему богатство, ушедшее на коллекционирование картин. Обладая фантастическим чутьем и вкусом, Барнс покупал в Европе полотна французских мастеров. Некоторые были до него никому не известны. Так, именно Барнс открыл Сутина (он нашел художника в мансарде наедине с разлагающимися тушами животных). Барнс тут же купил 60 картин, что принесло Сутину первую славу.
Постепенно коллекция росла в размере, о чем говорит статистика. Только Сезанна в музее 69 картин. Любимый художник Барнса Ренуар, которого он считал новым Тицианом, представлен 180 полотнами. А также: семь Ван-Гогов, с которых началась коллекция, 59 работ Матисса, Пикассо - 46, Модильяни – 16, плюс старые мастера, начиная с Эль Греко.

Составив небывалую по богатству галерею, Барнс распоряжался ею крайне необычно. Сперва он развесил картины прямо в цехах своих фабрик. Поднявшись с низу социальной лестницы, Барнс верил в просветительскую силу искусства и считал живопись - именно новую, модернистскую - доступной всем. В 1922 году был организован Фонд Барнса, который возглавил знаменитый американский философ Джон Дьюи. Музей расположился в специально выстроенном для него здании, где терпеливого посетителя (на экскурсию сюда надо было записываться за несколько месяцев) ждали сюрпризы. Чтобы разделить искусство с народом, Барнс приносил в жертву здравый смысл и хронологический принцип. Картины висели на 82 стенах. Иногда полотна объединяла цветовая гамма, иногда – игра схожих форм, но никогда – тема. Барнс не верил в сюжетную живопись и не позволял указывать ни названия работ, ни их авторов. Эксцентрический и экстатический любитель искусства, он собирал лишь те картины, которые внушали зрителю жизнерадостное мироощущение. Превратив элитарный музей в демократическую академию, Барнс собирал в ней способную молодежь из бедных, часто афро-американских семей и учил студентов наслаждаться картинами.

Фонд и в 21 веке работал на завещанных его основателем началах, что составило проблему. Барнс видел музей инструментом просвещения, а не развлечения. В завещании он запретил одалживать картины, менять экспозицию, устраивать выставки, расширять залы. Однако старое здание музея способно вместить слишком мало посетителей. Из-за этого 20 лет шли препирательства в судах Филадельфии. Отцы города, нарушив волю Барнса, добились разрешения перевезти собрание из пригорода в центр и разместить ее в просторном специально выстроенном музее, который откроется в следующем году. Всем ясно, что такой музей станет одним из лучших в мире и привлечет уже не тысячи, а миллионы туристов-паломников со всего мира. Но я рад, что успел посмотреть коллекцию Барнса такой, какой ее создал этот очаровательный чудак.
XS
SM
MD
LG