Ссылки для упрощенного доступа

Вехи новой России: Сорокин – Пелевин


Александр Генис
Александр Генис
18 июля в 23 часа по московскому времени в программе Александра Гениса – вехи новой России: Сорокин – Пелевин, Десятников – Гребенщиков; 100 лет Маклюэну; жить по Сократу.

Трудно спорить с тем, что самые характерными писателями новой России стали Владимир Сорокин и Виктор Пелевин. Лично мне они кажутся еще и лучшими, но дело не только в этом. Оба автора лучше других помогли читателю освоить постсоветское культурное пространство. Им это удалось потому, что наши герои разделяет общую интуицию нового поколения. Дети перестройки утратили оптимистическую веру тех своих предшественников, что путали правду с истиной. Шестидесятники (в трактовке их нынешних критиков) считали, что истина откроется, когда власть перестанет скрывать правду. Генерация, которой пришлось изжить эту надежду, категорически отказывает эмпирической реальности либо в подлинности, либо в существовании.
Сорокин воссоздает сны совка, точнее – его кошмары. Проза Пелевина – это вещие сны, сны ясновидца. Если у Сорокина сны непонятны, то у Пелевина – не поняты. Погружаясь в бессознательное, Сорокин обнаруживает там симптомы болезни, Пелевина интересуют сами симптомы – бытописатель пограничной зоны, он обживает стыки между реальностями. За это Пелевина любит молодежь. За это Сорокина ненавидят власти.

А также 18 июля в 23 часа по московскому времени в программе "Поверх барьеров. Американский час":

The Medium is the Message

О Маршалле Маклюэене сегодня вспоминают чаще, чем еще 10 лет назад, и не только потому, что в этом году у него круглый юбилей. Маклюэна считают пророком, предсказавшим полвека назад возникновение новых коммуникационных технологий. Грозное предупреждение звучит в его главной книге "Галактика Гутенберга". Он пишет о "космической мембране, которая сомкнулась вокруг земного шара благодаря расширению наших чувств с помощью электричества". "Вместо того, чтобы превратиться в колоссальную Александрийскую библиотеку, – продолжает Маклюэн, – мир стал компьютером, электронным мозгом, именно так, как это описывается в непритязательной научной фантастике. И по мере того как наши чувства выходят наружу, Большой Брат проникает вовнутрь. Поэтому если мы не сумеем осознать эту динамику, то в один прекрасный день окажемся погруженными в атмосферу панического страха, свойственного тесному мирку племенных барабанов с его всеобщей взаимозависимостью и вынужденным сосуществованием".

"Все мы греки"

Этим летом весь мир следит за тем, как Греция сражается с экономическим кризисом и помогает ей, как бы бормоча слова Шелли "Все мы греки". Оставаясь в неоплатном долгу перед одним из двух источников иудео-эллинской цивилизации, мы по-прежнему живем в тени Афин и их величайшего мудреца, о котором в очередной раз рассказывает новая книга "Чаша цикуты. Сократ, Афины и поиски правильной жизни".
XS
SM
MD
LG