Ссылки для упрощенного доступа

Социолог Татьяна Заславская. Два пика в ее жизненной траектории


Фото Оксаны Заславской
Фото Оксаны Заславской
О Татьяне Заславской рассказывает профессор Борис Докторов, Доктор философских наук, автор книг по истории опросов общественного мнения в Америке и России, создатель сайта, посвященного биографиям российских социологов.

Даже в моих историко-социологических работах я не скрываю пристрастности своего отношения к ученым, чье творчество и чью жизнь рассматриваю. Тем более я не могу оставаться академически бесстрастным, рассказывая о Татьяне Ивановне Заславской. Я уважаю ее как ученого и, зная Заславскую четверть века, смог убедиться в высочайшем уровне ее человеческих качеств и ее женственности. Сделанное ею в исследовании социально-экономических проблем СССР, а позже – России – относится к высшим достижениям современной российской социологии. Благодаря ее деятельности на посту Президента Советской социологической ассоциации социология после долгих лет развития была признана самостоятельной наукой. Она заслуженно относится к небольшой группе интеллектуалов и политиков, которые вошли в историю страны как «прорабы перестройки». Но никакой «звездности». Ее домик в академическом поселке под Москвой напомнил мне своей предельной скромностью, комаровскую «Будку» Анны Ахматовой, где я многократно бывал в студенческие годы.
- Каков был путьТатьяны Заславской в науку?
- Я раньше писал, что жизнь Заславской – это основа для большого психологического романа, и уже начало ее жизни дает повод для такого утверждения.
Ее дедушка по материнской линии происходил из семьи с бельгийскими корнями, был известным физиком и за свою научную и педагогическую деятельность получил потомственное дворянство. Бабушка Заславской принадлежала к роду, давшему России многих военных, она имела прекрасное образование. Жили они в Киеве в большом собственном доме, экспроприированным после революции. Мать Заславской из-за гражданской войны не успела сдать выпускные экзамены на филологическом факультете Киевского университета, но свободно владела несколькими европейскими языками. Ее отец – Иван Васильевич Карпов – родился в крестьянской семье, начал с церковно-приходской школы, участвовал в империалистической войне, потом закончил гимназию и философско-педагогический факультет Киевского университета. В начале 40-х стал профессором Московского педагогического института иностранных языков.
Судьба распорядилась так, что от материнской семьи Заславская унаследовала способности к углубленной научной работе, от отцовской – уважение к крестьянскому труду, внимание к жизни деревни. Таня Карпова (Заславская – по мужу), родилась в 1927 году и в шесть лет пошла в школу. Война заставила ее быстро повзрослеть, тем более, что ее мать погибла 21 июля 1941 года, при первой бомбежке Москвы. В конце 1942 года Таня вернулась из эвакуации в Москву, сдала экстерном экзамены за среднюю школу и поступила на физический факультет МГУ. Но, несмотря на все отличные оценки, поняла, что физика – не её призвание, и перешла с четвертого курса физфака на второй – экономического. К концу обучения был сделан и выбор исследовательской тематики: экономика села. «Сыграли роль гены», – говорит Татьяна Ивановна.
Собирая материалы для диссертации, Заславская (у нее уже подрастали две дочери) ездит в экспедиции, увиденное там ее потрясло на годы. После войны прошло десять лет, но люди жили в землянках, зимой – вместе со скотом. В 1956 году была защищена кандидатская диссертация и опубликована первая книга. Однако жизненные проблемы в семье сохранялись: безденежье, теснота, ограниченность времени для работы. Облегчение пришло в 1963 году, когда Заславскую пригласили работать в Новосибирский Академгородок. Ехала на три года, пробыла там – четверть века.
- Какие научные достижения Заславской представляются вам самыми важными?
- Перечислять сделанное Заславской невозможно, но если совсем кратко, то это – создание, вместе с ее учениками и последователями, экономической социологии – направления науки, нацеленного на анализ всего многообразия влияния экономики на жизнь общества. В 1965 году Заславская стала доктором наук, через три года ее избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1981 году – действительным членом Академии наук. Но есть два пика в траектории ее многолетней деятельности, которые нельзя не назвать.
1983 год – звездный для Заславской и значимый в истории отечественной социологии. На представительной конференции в Новосибирске она сделала доклад о состоянии советской экономики. В нем была показана бесперспективность существовавшего этого хозяйственного механизма и сделан вывод о необходимости кардинальной перестройки социально-экономических отношений. Участники конференции, ксерокопировавшие или переписывавшие текст от руки, передавали его коллегам. Брошюра с текстом доклада сразу была изъята КГБ, но пара экземпляров оказалась на Западе; текст был там опубликован под названием «Новосибирский манифест». Широкая общественность страны узнала о докладе Заславской от «западных голосов». Мир увидел в нем знак грядущих перемен в СССР.
Знание реальной жизни населения страны, теоретические выводы, наполнившие «Новосибирский манифест» некой особой силой, и мужественное поведение в сложной ситуации сделали Заславскую не просто известным социологом, но моральным, гражданским лидером интеллигенции, не забывшей времена хрущевской «оттепели».
- Итак, «Новосибирский манифест» - это первый пик в судьбе Татьяны Заславской, а каков второй?
- Через несколько лет после начала перестройки в Кремле возникла потребность в информации об отношении населения к происходяшим в обществе кардинальным изменениям. Заславская никогда специально не занималась исследованием массового сознания и в то время еще жила в Новосибирске, однако руководство страны могло только ей доверить создание Всесоюзного Центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМа, ныне «Левада-Центр»). Вместе с ней этот абсолютно новый и в научном плане, и в политико-идеологическом отношении институт создавали Борис Андреевич Грушин и Юрий Александрович Левада. Хотя замерами общественного мнения в СССР стали заниматься в первой половине 1960-х, до рождения ВЦИОМа все это в целом носило локальный и эпизодический характер. Кроме того, что ВЦИОМ стал первой «фабрикой» по сбору и анализу данных о мнениях, суждениях людей, он дал мощный импульс развитию в стране опросов общественного мнения и маркетинговых исследований.
- Что вы имели в виду, когда заметили, что жизнь Заславской - основа для психологического романа?
- Храня в памяти обстоятельства, в которых протекали разные периоды жизни Заславской, масштаб событий, в которых ей пришлось участвовать, во многом определяя ход их развития, имена людей, сыгравших значимую роль в ее становлении как личности или просто встречавшихся на ее жизненном пути, я сказал Татьяне Ивановне: «Ваша жизнь – основа для романа». Она согласилась и после некоторой паузы добавила: «Социально-психологической драмы». Каждый, кто прочитает ее мемуары под неприхотливым названием: «Моя жизнь: воспоминания и размышления (2007 год), сам убедится в правоте моих слов. Но друзья Татьяны Ивановны понимают это еще лучше.
XS
SM
MD
LG