Ссылки для упрощенного доступа

Десять лет экономического бума в Турции


Кирилл Кобрин: Международные эксперты предупреждают – Турция, десять лет подряд переживавшая экономический бум, может стать жертвой кризиса, и даже пополнить нынешний список европейских стран с больной экономикой, который возглавляет соседняя Греция. В самой Турции экономические потрясения в последний раз произошли ровно десять лет назад, когда страна оказалась в трудном положении из-за огромных международных кредитов. О том, к чему привели десять лет рыночных реформ – и о спорах вокруг нынешнего состояния турецкой экономики рассказывает наш корреспондент в Стамбуле Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Турецкое правительство принимает меры, чтобы избежать печального финансового опыта. Ответом на усиление экономии становятся протесты. Местные средства массовой информации сообщают о многочисленных митингах. Впрочем, пока экономическая ситуация в Турции остается стабильной. Журналисты называют эту страну «звездой мировой финансовой сцены», «одной из самых быстроразвивающихся стран мира». «Товары с маркой «Сделано в Турции », - пишет центральная газета «Хюрриет», - можно увидеть на всех континентах мира. Автомобильная, химическая и текстильная промышленность, меховые и ювелирные изделия, продукция сельского хозяйства. Стратегически важная отрасль – энергетика. Говорит независимый экономический обозреватель Мехмет Полатоглы.

Мехмет Полатоглы: Энергетическая политика Турции основывается на том, что она является и транзитной страной, и центром торговли энергоресурсами. ВВП Турции составляет более шестисот миллиардов долларов. Переговоры Турции о вступлении в ЕС стали дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейские и другие фирмы вложили инвестиции в Турции с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь - это автомобилестроительные компании, такие, как TOYOTA, HONDA, HYUNDAY, KIA.

Елена Солнцева: Так называемое «турецкое экономическое чудо» началось в середине восьмидесятых, когда к власти пришел восьмой президент Турции Тургут Озал. В те годы Стамбул задыхался от дыма печного отопления и мусорной вони. В каждом портовом районе существовали барахолки, где приезжие моряки торговали всякой всячиной: привозными импортными джинсами, жвачкой, колой. Государство осуществляло жесткий контроль за экономикой. Реально погоду в бизнесе определяли несколько крупных семейных кланов. Новый президент предложил радикальные реформы по переводу экономики страны на рыночные рельсы. Для быстрого развития Турции, считал он, необходима свобода предпринимательства, децентрализация управления, низкие налоги и приватизация. Государство должно отказаться от предпринимательской деятельности и возложить эти функции на частный сектор. Первые государственные компании Турции были основаны в середине тридцатых годов, чтобы обеспечить толчок в индустриализации страны. Они производили основные потребительские товары, обеспечивали занятость населения и пользовались финансовой поддержкой из государственного бюджета. Поначалу это дало результаты, но потом госсектор превратился в обременительную ношу. Производительность и экономическая эффективность компаний снижались, цены на их продукцию росли, что приводило к инфляции и падению уровня жизни. В план по приватизации были включены несколько сотен крупнейших госкомпаний в сфере туризма, энергетики, коммуникаций и транспорта. Продолжает экономист Меркан Бекироглу.

Меркан Бекироглу: Долгое время в Турции не задумывались о приватизации государственных предприятий, которые являлись частью наследия Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя Турции. Шли жесткие споры о целесообразности приватизации, которые не утихают до сих пор. Многие не видели в этом смысла. Предлагали не продавать, а реформировать их. Продажи многих госкомпаний заканчивались судами. В некоторых случаях сторона-противник обжаловала решение о приватизации в Верховном суде и добивалась вердикта об отмене продажи, даже спустя несколько лет. Некоторые из этих компаний и в нынешнее время находятся в портфеле Управления по приватизации, в частности, «Турецкие авиалинии», главный национальный авиаперевозчик страны.

Елена Солнцева: В результате продажи госкомпаний правительство получило гигантские суммы, которые позволили развивать экономику страны. Теперь нынешнего премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана не без основания называют «главным хозяйственником Турции». В минувшем году Эрдоган заявил, что Турция выплатила существенную часть общего национального долга, отказавшись брать очередной заем у Международного Валютного Фонда. Если в 2002 году долг Турции МВФ после кризиса 2000-2001 года составлял более двадцати трех миллиардов долларов, то в минувшем году он снизился до шести миллиардов. Премьер-министр обещал довести ВВП на душу населения с восьми до 25 тысяч долларов. Говорит турецкий журналист Айше Армин.

Айше Армин: Эрдоган начал управлять страной с нестабильной экономикой, а сегодня Турция имеет ежегодный рост ВВП более восьми процентов, несмотря на мировой кризис. Резко сократился государственный долг и, напротив, возрос приток инвестиций из заграницы. Рост промышленного производства в октябре прошлого года побил все рекорды. Это выдающиеся результаты, особенно на фоне новостей о банкротстве, поступающих со всего мира. Эти успехи сделали Турцию самой быстрорастущей страной Европы. В мировом масштабе страна занимает четвертое место по уровню экономического роста. Такие успехи позволили уделять больше внимания экономике. Были созданы, например, промышленные зоны, которые объединяют производителей профильной продукции.

Елена Солнцева: В тридцати километрах от Стамбула на месте городской свалки была создана зона кожевенных предприятий общей площадью более шести тысяч километров. Здесь обосновались около трехсот фирм, которые занимаются выделкой кожи, пошивом одежды, обуви, выпускают другую продукцию. Здесь есть система очистных сооружений, оснащенных передовой техникой химической биологической очистки, лесопарк, спортивные сооружения, пожарная служба и даже мечеть. Независимый журналист Айхан Туркан подчеркивает, что в Турции десятки подобных промзон объединяют производителей ткацкой, кожевенной, пищевой, табачной промышленности.

Айхан Туркан: Экономические промзоны есть практически в каждом турецком пригороде. В одной зоне может размещаться от нескольких десятков до нескольких тысяч малых предприятий. Это позволяет предпринимателям снижать расходы на приобретение сырья благодаря организации совместных закупок в больших объемах, экономить на транспортных и других издержках. В этих зонах действуют особое налогообложение и кредитование. Фирмы, экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются от уплаты НДС, импортных пошлин при ввозе сырья, оплачивают электроэнергию по льготным тарифам.

Елена Солнцева: Эксперты считают, что рост турецкой экономики обеспечен притоком иностранного капитала. Инвесторы рассчитывают на большие прибыли, которые невозможны в нестабильной на сегодняшний день Еврозоне. Согласно данным Казначейства Турции, общий приток иностранного капитала в Турцию за первые четыре месяца текущего года составил около шести миллиардов долларов , что на двенадцать процентов больше, чем в минувшем году. С начала года, согласно официальной статистике, в стране появилось более тысячи компаний с иностранным капиталом в сфере недвижимости, посреднических финансовых операций, энергетическом секторе. В Турцию вывозят капиталы и из стран Персидского Залива. Но более восьмидесяти процентов всего иностранного капитала, поступившего в Турцию, из стран-участниц Евросоюза. И в последнее время этот приток явно замедлился. Работник стамбульского инвестиционного фонда Мерт Аркан.

Мерт Аркан: Самой крупной инвестицией иностранной фирмы в Турции называют вложение "Telecom Italia" около трех миллиардов долларов в развитие мобильной сотовой связи. Все потому, что в Турции действует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала. Согласно законодательству, иностранным инвесторам предоставлены те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается. Гарантируется перевод прибылей, репатриация капитала в случае ликвидации фирмы. В отношении иностранных инвесторов действуют поощрительные меры, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития.

Елена Солнцева: В связи с притоком иностранного капитала банки стали выдавать больше кредитов, значительно упростили правила кредитования населения. «Получить кредит можно даже по телефону, - говорит стамбульский предприниматель Мурат Каан, - достаточно только отправить SMS». Это не может не отразиться на развитии малого бизнеса. Заходим внутрь одного из банков в азиатской части Стамбула. «Трудно ли получить кредит на открытие собственного бизнеса?», - спрашиваю я Хакана Ферана, сотрудника отдела кредитования.

Хакан Феран: Кредиты малым предприятиям на приобретение основных средств даются сроком от года до десяти лет. Источниками кредитов являются средства от Казначейства республики, кредиты выдаются исключительно предприятиям-производителям продукции

Елена Солнцева: А если я занимаюсь торговлей?

Хакан Феран: Если Вы покупаете у оптового продавца, а затем продаете товар в розницу, государство не станет тратить на это свои средства. В основу кредитования предприятий частного сектора положено условное деление страны на зоны с различной степенью приоритетности в зависимости от уровня их экономического развития. Наряду с этим на "на более" и "менее" приоритетные разбиты и отрасли экономики. Именно поэтому нам должны быть известны источники погашения кредита, ведь государство помогает развиваться малым предприятиям.

Елена Солнцева: Но насколько устойчива экономика страны? Таким вопросом сегодня задаются многие турецкие эксперты. «Краткосрочный приток капитала «перегревает » нашу экономику, - пишет центральная газета « Джумхуриет». Потребительские расходы населения ставят страну в ситуацию, когда может случиться такое, что Турция не сможет покрывать дефицит текущего счета платежного баланса в случае исчезновения финансовых поступлений в страну. Именно эта ситуация стала главной причиной предыдущих кризисов». Независимый журналист Айхан Туркан

Айхан Туркан: Турция является страной с дефицитом сбережений, нуждающейся в заимствованиях. Неизбежно увеличивается дефицита текущего платежного баланса. В этом году, по прогнозу правительства, он возрастет до сорока двух миллиардов долларов. Чтобы преодолеть рост заимствований, Центробанк повысил требования к коммерческим банкам - в целях замедления притока иностранного капитала базовая процентная ставка понижается. В центре внимания по-прежнему остается лира. Турецкая экономика перегревается, положение лиры остается уязвимым. Аналитики опасаются, что экономика Турции находится в опасном состоянии, как это было перед кризисом в 2001 году.

Елена Солнцева: Несмотря на, казалось бы, блестящие показатели «экономического здоровья» по-прежнему серьезна проблема безработицы. По данным государственного статистического агентства, уровень безработицы в стране снизился до десяти процентов, однако реальные показатели гораздо выше и достигают, по некоторым данным, семнадцати с половиной процентов. Причина такого несоответствия в том, что большая часть населения страны работает в секторе «серой экономики», которая составляет почти половину национальной экономики страны. Экономический рост мало повлиял на благосостояние людей, считают эксперты. Турция значительно отстает от европейских стран с точки зрения распределения доходов и находится на одном уровне с Египтом и Индией. Экономист международной консалтинговой фирмы в Стамбуле Алтунч Ятаглы:

Алтунч Яиаглы: В Турции, где проживают более семидесяти миллионов человек, один процент населения получает около пятидесяти процентов национального дохода. Безработица в Турции достигла рекордного уровня за все 85 лет существования республики. Валовой внутренний продукт Турции вырос почти в пятьдесят раз, однако это не привело к улучшению благосостояния людей. Качество услуг здравоохранения и образования находятся на очень низком уровне. Почти половина от семидесяти пяти миллионной граждан республики находится в возрасте до 28 лет. Это означает, что для сохранения хотя бы нынешнего уровня безработицы правительству нужно ежегодно создавать около семисот тысяч новых рабочих мест. Для правительства это пока недостижимая задача.

Елена Солнцева: «Большая часть экономического роста объясняется не развитием отечественного производства, а краткосрочными вливаниями иностранных инвесторов, - пишет оппозиционная газета «Джумхуриет», - Экономика Турции росла гораздо быстрее, чем в азиатских странах, где производителя защищали от импорта, чтобы стимулировать экспорт, однако, доходы на душу населения оказались во много раз меньше. В Турции сначала заменили отечественные продукты импортом, а потом произошла полная либерализация торговли. В страну стал проникать иностранный капитал, который в условиях кризиса может легко уйти из страны, так что экономический бум в любой момент может обернуться крахом». Но и у политики протекционистских мер, которые предлагает газета и к которым так часто прибегают страны, есть свои негативные стороны и свои противники.
XS
SM
MD
LG