Ссылки для упрощенного доступа

Саакашвили и "Единый Кавказ"


Михаил Саакашвили во время минуты молчания на военном мемориале в Тбилиси. 8 августа 2011 г
Михаил Саакашвили во время минуты молчания на военном мемориале в Тбилиси. 8 августа 2011 г
Вслед за Владимиром Путиным, встретившимся в начале августа с молодежью кисловодского лагеря "Маршрут-2011", Михаил Саакашвили приехал к участникам молодежного лагеря на грузинском курорте Анаклия.

Оба политика говорили о кавказских проблемах. Владимир Путин в очередной раз напомнил о важности борьбы с безработицей на Северном Кавказе:

– В целом по регионам Северного Кавказа безработица в разы больше, чем в среднем по России. Это проблема номер один сегодня, ее нужно решать.

В отличие от российского премьер-министра, Михаил Саакашвили обратился к масштабной политической проблеме:

– Недалек тот час, когда Кавказ будет единым, когда все эти народы будут друг с другом решать проблемы, так же как народы Европейского союза. Кавказ имеет абсолютно все ресурсы для того, чтобы быть свободным, единым и целым. Конечно, сохранять свои народности, свои границы, свои особенности. Но все равно это один регион.

Идея единого Кавказа была популярна в прежние годы среди политиков из различных кавказских регионов. Но чаще всего, уточняют эксперты, об этом говорили в Тбилиси. Поэтому слова Михаила Саакашвили в соседних странах восприняли без удивления. Говорит руководитель центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян:

Недалек тот час, когда Кавказ будет единым, когда все эти народы будут друг с другом решать проблемы, так же как народы Европейского союза
– Чисто географически Грузия всегда была центром Кавказа. Этим и объясняется желание Грузии строить единый Кавказ. В Азербайджане тоже есть силы, поддерживающие такие идеи. В Армении же их воспринимают несколько иначе, потому что у армян есть довольно большая дисапора, живущая за пределами региона. Но в современном мире слова Саакашвили действительно очень актуальны. Наши конфликты, в том числе карабахский, очень часто не решаются не только потому, что мы не можем договариваться, но и потому, что многие игроки извне не заинтересованы в окончательном решении конфликта. А роль внешних игроков довольно значительна. В большей степени заинтересованы в интеграционных тенденциях в нашем регионе Европейский союз, США и в какой-то степени Турция. Они хотят, чтобы проекты "Восток-Запад", энергетические, транспортные ("Шелковый путь" и так далее) заработали. С учетом того, что наши страны маленькие, экономики у всех достаточно слабые, реализовывать этот проект будет очень сложно.

В самой Грузии к заявлению президента отнеслись как к очередному, но малоэффективному выпаду в адрес северного соседа. Говорит политолог Гия Хухашвили:

– Мы очень далеки от реализации данной идеи, еще дальше, чем были 20 лет назад. Политические риски очень высоки. Саакашвили по своей натуре является "миссионистом", ему всегда нужна какая-то сверхидея. Я не думаю, что он не понимает, что это лишь слова, за которыми ничего конкретного стоять не может. Я думаю, это было сказано в адрес России (довольно-таки безобидный укол), и в адрес грузинской общественности.

Общение политиков с молодежью многие эксперты объясняют и тем, что близится предвыборная кампания - у российского премьер-министра эта кампания уже совсем скоро может вступить в активную фазу.
XS
SM
MD
LG