Ссылки для упрощенного доступа

Кто перевоспитает Лукашенко?


Обыск в правозащитном центре "Весна", Минск, август 2011 г
Обыск в правозащитном центре "Весна", Минск, август 2011 г
Правоохранительные органы Белоруссии на два месяца продлили срок следствия по уголовному делу в отношении руководителя правозащитного центра "Весна" Алеся Беляцкого. Мера пресечения в отношении правозащитника не изменена – все это время Беляцкий будет находиться под арестом.

Обвинение известному правозащитнику, вице-президенту Международной федерации прав человека Алесю Беляцкому предъявлено 12 августа. Руководитель закрытого властями центра "Весна" обвиняется по статье Уголовного кодекса "Уклонение от уплаты сумм налогов в особо крупном размере", за что ему грозит до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Обозначенный законом 10-дневный срок с момента предварительного задержания Беляцкого истек вечером 14 августа и оставалась возможность для изменения ему меры пресечения. Однако правоохранительные органы решили продлить срок ареста еще на 2 месяца.

Правозащитник Гарри Погоняйло уверен, что никаких видимых оснований для удержания Беляцкого за решеткой нет:

– С такого рода "составом преступления" Алеся Беляцкого можно было абсолютно не арестовывать. Могут быть и личные поручительства, и подписка о невыезде, и залог – масса есть других вариантов. Он не пытался скрываться, он имеет здесь постоянное место жительства. На период работы налоговой инспекции с ними сотрудничал, давал объяснения, обжаловал их действия и никуда не собирался уезжать. Однако два месяца они намереваются расследовать уголовное дело. Подсчитать арифметику налога не представляет никаких трудностей. Другое дело, что там все шьется "белыми нитками". Для всех очевидно, что никаких уклонений от налогов нет: это деньги не Беляцкого, это не его доход; это деньги западных фондов, за счет которых осуществлялась материальная поддержка лиц, репрессированных белорусским режимом, – объясняет Гарри Погоняйло.

Для всех очевидно, что никаких уклонений от налогов нет, это деньги не Беляцкого, это не его доход; это деньги западных фондов, за счет которых осуществлялась материальная поддержка лиц, репрессированных белорусским режимом
Основанием для задержания Алеся Беляцкого стали сведения о его зарубежных банковских счетах, переданные официальному Минску органами юстиции Литвы и Польши. Литовские и польские политики впоследствии запоздало оправдывались, что власти Белоруссии злоупотребили системой международных договоров для репрессий в отношении собственных граждан.

Президент Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен в открытом письме правительству Литвы пояснила, что средства, перечисленные международными организациями на банковские счета Беляцкого, использовались не в его личных целях, а шли на финансирование деятельности правозащитного центра "Весна", который оказывал помощь репрессированным гражданам. По словам госпожи Белхассен, средства переводились на счета Беляцкого, поскольку из-за репрессивного законодательства в Белоруссии правозащитники вынуждены действовать практически нелегально.

Если представители Евросоюза и США осудили новые репрессии в Белоруссии, то руководство России старается столь щепетильных вопросов не касаться. Тем не менее, как уверены белорусские демократические активисты, пока Москва не определится в отношении официального Минска, попытки перевоспитать президента Александра Лукашенко не будут иметь никакого эффекта.

По словам кандидата экономических наук, руководителя "Правозащитного альянса" Людмилы Грязновой, руководство Белоруссии вот уже полтора десятка лет игнорирует мнение Запада, чувствуя поддержку Кремля. По мнению эксперта, достаточно сложно ожидать, что и во время сегодняшних переговоров в Москве премьер-министров России и Белоруссии – Владимира Путина и Михаила Мясниковича – может прозвучать тема политзаключенных и репрессированных в Белоруссии. Хотя перманентно в Москве и предпринимаются попытки повлиять на Минск:

– Уже слышалась такая риторика и из уст министра иностранных дел Сергея Лаврова, и со стороны правозащитников. Соответственно, была и реакция Александра Лукашенко на это – мол, кто бы учил, посмотрите, что у себя творится... На самом деле интерес России состоит не в том, чтобы в Белоруссии соблюдались права человека, интересы России совершенно в другом – в экономической инкорпорации и в дальнейших действиях уже политического характера.

– На фоне объективных сложностей в белорусской экономике удастся ли России, по словам Лукашенко, наложить лапу на "лакомые куски", которые, кстати, власти продавать не собирались?

– Конечно, Россия стремится к этому, но есть интересы самой Белоруссии. Есть интересы Лукашенко, по-прежнему еще есть интересы Запада. Этот баланс интересов всегда колеблется, однозначного решения, по крайней мере, сегодня мы не видим. Но уже ближайшее время что-то покажет, – считает Людмила Грязнова.

Аналитики не исключают: взамен на помощь Белоруссии, оказавшейся на грани дефолта, Москва все-таки может потребовать от Минска реформ не только в экономике, но и в изменении отношения к гражданскому обществу. Другой вопрос, отреагирует ли на подобные нравоучения Александр Лукашенко, напрямую называющий своих оппонентов "врагами народа"?
XS
SM
MD
LG