Ссылки для упрощенного доступа

Дело не в Ливии


Как только я увидел в интернете Муаммара Каддафи, который, нелепо размахивая рукой, декламировал нечто под хип-хоповый саундтрек, я подумал, что он обречен. Кто-то остроумно подложил под его напыщенную речь мелодию "Хей, бэйби!" популярного американского рэпера Питбуля. Говорят, этот видеоклип стал паролем и символом восстания: практически каждый повстанец смотрел его по нескольку раз.
Точно так же в свое время обреченность СССР многие почувствовали в анекдотах про Брежнева. Тех, в которых он говорил "сиськи-масиськи" и "сосиськи ср..ные", пытаясь сказать, соответственно, "систематически" и "социалистические страны". Были здесь явные признаки начала конца - не человека, системы.

Джордж Оруэлл писал: "Каждая шутка – это маленькая революция… Смешно всё, что подрывает ощущение величия и стаскивает могущество с его трона, желательно с громким стуком".

У Брежнева были проблемы с дикцией, у Каддафи – с содержанием: его бессвязные речи давно утратили всякий смысл. Но еще совсем недавно любого, кто не столь восторженно реагировал на этот набор слов, ждали тюрьма и пытки. Чтобы выжить, следовало притворяться, что веришь в гениальность бреда.

Со стороны Каддафи мог казаться забавным безобидным эксцентриком – немыслимые наряды, "швабра на голове" (выражение ливийских диссидентов), диковатый отсутствующий взгляд, странная манера швырять первыми попавшимися под руку вещами в окружающих… Реально страной уже давно управляли от его имени вполне здоровые и расчетливые сыновья и зять. Им требовалось всеобщее преклонение перед безумием – как символ тотального могущества власти.
Но как только началось восстание, стало возможным вслух смеяться над "гением". Среди самых популярных ливийских твитов первых дней революции такой: "Народ Ливии требует расшифровать речь своего вождя". И еще: "Страшная угроза государственного телевидения: оно намерено повторять речи Каддафи до бесконечности, пока восставшие не сдадутся".

Сакральность власти "великого и ужасного" рухнула.

"После свержения Каддафи леди Гага со своими нарядами осталась без конкурентов". Эта острота, кажется, пришла из Америки, но удивительно, как популярна она в Триполи. Молодые ливийцы в курсе, кто такая леди Гага. Они говорят по-английски. Следят за новостями поп-музыки. Знают, что "gaga" по-английски значит "ку-ку", "свихнувшийся", "выживший из ума", почти синоним арабского слова "маджнун" (прозвище Каддафи в арабском мире).

Я позвонил в Москву приятелю-арабисту. Спросил: не удивлен ли он, как хорошо образованы многие из повстанцев. Он сказал: "Ты что-то не то смотришь. Мы тут ясно видим: это какие-то бородатые дикари". Может, подумал я, мы смотрим репортажи из двух разных Ливий? А что, говорят же, есть где-то параллельные вселенные….

В Рунете шуток о происходящем в Ливии немного. Самая популярная звучит примерно так: "За что НАТО бомбит Ливию? За то, что он угнетал свой народ бесплатной едой, дешевыми кредитами и бензином по четыре рубля".

Смысл очевиден: нам бы такого Каддафи, нам бы такую жизнь, а на диктатуру наплевать. Лишь бы колбасу раздавали, и бензин был дешевый…

Можно смеяться над тезисом, который все чаще повторяют разные политики и комментаторы: "Сегодня Ливия. Завтра – Сирия. Послезавтра - уже сама Россия". Видимо, говорится это всерьез. Кто-то из российских блогеров предположил: нам хотят доказать, что любые перемены, тем более революции, ведут только к худшему, держитесь за статус-кво, даже если он вам не очень нравится.

А кто-то еще пошутил: это идет подготовка к выборам 2012 года.

Или это была не шутка?
XS
SM
MD
LG