Ссылки для упрощенного доступа

Нью-Йоркская посадка летчика Ярошенко


Константин Ярошенко
Константин Ярошенко
Российский гражданин Константин Ярошенко, признанный американским судом виновным в заговоре с целью контрабанды нескольких тонн кокаина в Соединенные Штаты, был приговорен 7 сентября к двадцати годам тюремного заключения и пяти годам условного заключения под надзором полиции.

Федеральный судья Джедд Рэйкофф выбрал среднее из диапазона наказаний, полагающихся за подобные преступления. Прокуратура требовала для Ярошенко тридцатилетний тюремный срок, защита просила десять лет тюрьмы. По словам судьи, столь суровый приговор неизбежен в наказание за преступление, как он выразился, "колоссальных пропорций". Это крупнейшее в его практике дело о контрабанде наркотиков.

Вынесение приговора было последним актом судебного процесса. В апреле суд присяжных признал Ярошенко виновным. 7 сентября во время почти трехчасового заседания, предшествовавшего оглашению приговора, защита сделала необычную ставку на российский фактор, пытаясь добиться снисхождения для подзащитного. Адвокат Стив Зисс привлек внимание судьи к многочисленным письмам российских официальных лиц, депутатов Госдумы, генерального консула России в Нью-Йорке, сослуживцев Константина Ярошенко в поддержку обвиняемого, с описанием его человеческих и профессиональных достоинств. Однако попытка, так сказать, общественного давления на судью не сработала. Он, поблагодарив тех, кто решил заступиться за Ярошенко, отверг основной тезис этих посланий – о невиновности осужденного. Во-первых, по словам судьи, авторы писем не знают всех деталей дела. Во-вторых, что важнее, присяжные пришли к выводу о виновности Ярошенко, оправдав при этом двух его подельников. Интересно, что порой было ощущение, что судья пытается объяснить именно российской аудитории непонятные ей особенности американского правосудия. "У каждой страны свои представления о том, что является серьезным преступлением, - сказал судья".

Последнее слово Ярошенко было долгим и сбивчивым. Он говорил о том, что его заявления были превратно интерпретированы. О том, что он всегда уважает законы стран, которые посещает, о том, что он готов лично рассказать судье о том, что произошло с ним, и лишь после этого Ярошенко попросил судью проявить к нему милосердие. И проявить милосердие по отношению к его семье, которая остается без кормильца и без средств к существованию.

После суда мать Ярошенко так прокомментировала его исход:
– Это спецагенты, у которых нет ни чести, ни совести, обманули прокуратуру, судью, присяжных, они обманули народ Америки.

На вопрос Радио Свобода о том, как она относится к заявлениям судьи о том, что вина сына полностью доказана, Любовь Ярошенко ответила так: "Я судье верю, но он тоже обманут".

Американский адвокат Ярошенко Стив Зисса рассматривает итоги процесса в ином свете. Вот как он оценивает действия судьи:

– Cудья был объективен, он принял во внимание все возможные факты и вынес приговор значительно ниже рекомендуемых инструкциями. На его решение не повлияли посторонние не относящиеся к делу факторы. Мы будем подавать апелляцию в суд высшей инстанции, и настанет день, когда Константин вновь предстанет перед судом и мы докажем его невиновность.

– А какие вы видите основания для апелляции?

– Некоторые постановления судьи во время суда, неверные решения бывших адвокатов Ярошенко, неприемлемые улики, плохой перевод многих расшифровок его прослушивания.

Обращаясь к российским журналистам адвокат Константина Ярошенко заявил о том, что россияне должны быть возмущены тем, что российский гражданин был арестован в Либерии и передан в США. Луиза Шелли, известный американский эксперт по терроризму из университета Джорджа Мэйсона, судя по всему, так не считает. По ее мнению, претензии Москвы к американским правоохранительным органам за поимку и уголовное преследование Бута и Ярошенко безосновательны:

– Это очень разные дела. Ярошенко признан виновным в причастности к контрабанде наркотиков в Соединенные Штаты. Его дело – совершенно рядовое с точки зрения борьбы с транснациональной организованной преступностью. Незаконный ввоз в США наркотиков всегда рассматривался Соединенными Штатами в международном контексте. Согласно законодательному статуту РИКО, американские правоохранительные органы противостоят организованной преступности, преследуя всю криминальную сеть. Привлечение Ярошенко к ответственности американскими силовиками – случай ординарный на фоне этих усилий. Просто россияне, сотрудничающие с африканским криминалом, встречаются нечасто, но американские спецслужбы постоянно охотятся за участниками международной схемы ввоза наркотиков в США. Более неоднозначно и запутано дело Виктора Бута, вовлеченного, согласно обвинению, в сговор по продаже оружия колумбийским наркотеррористам. Например, установлено, что Бут одно время был субподрядчиком американской компании, связанной с боевыми действиями в Ираке. Выманивание его в Таиланд и последующая экстрадиция в США – это редкий прием в борьбе с транснациональной преступностью. А вот дело Ярошенко более очевидно попадает в поле действия американской юрисдикции.

– В России часто обвиняют американские правоохранительные органы в том, что они, якобы, выполняют некий политический заказ.

– Я не считаю эти дела политически мотивированными. Мне лично не известно ничего, что указывало бы на их политическую подоплеку. Некоторые эксперты, напротив, задаются вопросом о том, не стоят ли за обоими подсудимыми интересы влиятельных российских лиц. В отношении Ярошенко это для меня не очевидно. С большей вероятностью это можно предположить в отношении Бута. Я также не склонна рассматривать дела Бута и Ярошенко в том ключе будто США преподают урок России. Урок, скорее, в том, что Соединенные Штаты демонстрируют способность и готовность где бы то ни было и несмотря ни на что бороться с транснациональной преступностью, вредящей американским интересам. Очень важно понимать, что дела Бута и Ярошенко заведены не потому что их фигуранты – российские граждане, а потому, что они выводят на многих представителей международного преступного мира. Может быть, это в новинку для России, но не для тех, кто уже не первый год реализует стратегию борьбы с транснациональной преступностью.
XS
SM
MD
LG