Ссылки для упрощенного доступа

Войны взрослых в детской библиотеке


Сотрудники Российской государственной детской библиотеки обратились с открытым письмом к министру культуры России Александру Авдееву с просьбой вмешаться в их конфликт с руководством библиотеки.

Работники самой большой детской библиотеки страны считают, что новый директор Галина Кисловская "взяла курс на сворачивание библиотечной и просветительской работы и превратила учреждение в площадку для разовых пиар-акций и платных услуг". Сотрудники библиотеки жалуются на то, что ликвидированы читальные залы для детей среднего и старшего возраста, заменившее их помещение имеет всего четыре посадочных места, а книжный фонд этих залов законсервирован. Из-за затянувшегося ремонта детей в библиотеке становится все меньше. О других проблемах Российской государственной детской библиотеки Радио Свобода рассказал заведующий отделом рекомендательной библиографии Алексей Копейкин:

– Не устраивает многое, но прежде всего отношение к людям. Я просто пытаюсь поставить себя на место человека, которому позвонили из отдела кадров и сказали, чтобы он подошел и расписался под приказом об увольнении по сокращению штатов (повод – реорганизация). У нас было много разногласий с нашим руководством, но в последнее время стало ясно, что существовать в одном пространстве нам в принципе невозможно. Целый клубок проблем и противоречий. В библиотеку пришли новые люди, которых очень трудно назвать профессионалами, занимаются делами, которые не имеют отношения к деятельности детской библиотеки. В частности, акция по сбору донорской крови, которая проходила в начале июня, акция "Дети славян", когда с небольшим количеством народа водились хороводы вокруг памятника Ленину на Калужской площади. Это попытки привлечь к себе внимание способами, далекими не то что от детской литературы, – а вообще от чтения как такового. Мы хотим профессионального анализа сложившейся ситуации, чтобы мнение сотрудников библиотеки учитывалось при принятии решений, которые сейчас принимаются директором единолично.

Директор библиотеки Галина Кисловская претензий своих сотрудников не понимает и не принимает:

– Это люди, которые довольно долго жили в свободном режиме, работали в еще каких-то других местах. Они не особенно привыкли считаться с администрацией, потому что предыдущий директор была очень долго больна, а они почувствовали себя этакими хозяевами жизни. Репутация у библиотеки давно уже ниже плинтуса среди профессионального детского сообщества и библиотекарей России. А у коллектива святое убеждение, что они самые лучшие, непревзойденные и что надо жить так, как они жили.

– Коллектив пишет, что учреждение культуры "превратилось в площадку для разовых пиар-акций и платных услуг".

– Глупости! Ни одной новой платной услуги за последние два года. не введено Как были бесплатные кружки, студии, так все и остались. Если же говорить о платных сервисах, то появление, например, чудесной выставки кукол из частного музея Анастасии Чижовой – это первая акция, в которой хоть как-то проявилось желание даже не заработать, а привлечь новых пользователей, – считает Галина Кисловская.

О том, какой должна быть детская библиотека в начале 21 века, и что будет, если все библиотеки вдруг закроются, рассуждает уполномоченный по правам ребенка в Москве, поэт и учитель Евгений Бунимович:

– За последние годы во всем мире очень сильно изменился сам смысл понятия "библиотека", и "детская библиотека" в том числе. Из храма знаний, куда приходили как в консерваторию, библиотека превратилась в нормальный, симпатичный, досугово-культурный детский центр. И вот это очень важно, чтобы книга, чтение оставались в центре событий, но при этом все это было благорасположено к ребенку, чтобы ему было легко, чтобы были и компьютерные возможности чтения книг и так далее. Сохранение детских библиотек, как пространства культуры, пространства цивилизации, куда входит ребенок, – вот это самое главное.

К сожалению, если говорить о Государственной российской детской библиотеке, то она была построена в советские пафосные годы и больше напоминает мемориальный некрополь книг. Там большие своды, мраморные проходы. Честно говоря, это совершенно несоразмерно ребенку. Поэтому, так или иначе, искать свое новое место в новой России и в новой цивилизации Государственной детской библиотеке необходимо вне зависимости от того, кто прав в этом конфликте.

– А как в России обстоят дела с детскими библиотеками?

– Они живут и развиваются только там, где на это обращают особое внимание власти. А такое случается не часто. В лучшем случае к ним относятся как к запыленной вещи в доме, которую и выбросить жалко, но и всерьез не воспринимают. Вот это самое страшное.

Сегодня люди все больше разделены, дети – тоже. И даже не по материальному достатку, а по доступу к информации. Те, кто такого доступа не имеет, отстают от жизни навсегда. Поэтому детская библиотека может быть сегодня ключевой позицией именно такого доступа к информации, – полагает Евгений Бунимович.

Реакция Министерства культуры на конфликт в Российской Государственной детской библиотеке пока неизвестна.
XS
SM
MD
LG