Ссылки для упрощенного доступа

Обама атакует кошельки богатых


Барак Обама не против красивой жизни, он "за справедливость".
Барак Обама не против красивой жизни, он "за справедливость".
Президент США Барак Обама, как и ожидалось, предложил обложить повышенным налогом богатых американцев, чтобы решить проблему бюджетного дефицита.

Это предложение выглядит прямым вызовом республиканцам, твердо остаивающим существующий порядок налогообложения. Многими наблюдателями предложение Обамы расценивается прежде всего как политическая инициатива.

Президент США накануне обнародовал представляемый им на рассмотрение конгресса план снижения государственного долга США, который отражает президентское видение перевода страны на более устойчивый финансовый курс. Основной инструмент снижения дефицита - увеличение налогового бремени на состоятельных американцев и корпорации. Более того, Обама пригрозил заблокировать любой вариант законопроекта по сокращению долга, направленный на урезание социальных программ и не содержащий повышения налогов на богатых.

"Я не поддержу любой план, который ляжет бременем на плечи средних американцев, - заявил президент. - Я наложу вето на любой билль, предусматривающий модификацию льгот тем, кто получает государственное медицинское страхование по старости, но не прибавляет сборов в казну. Я предлагаю самым богатым американцам или крупнейшим корпорациям платить налоги по справедливости".
Последний тезис Обамы успел получить неофициальное название "принцип Баффета", в честь инвестора-миллиардера, который не раз утверждал, что богатые американцы облагаются недостаточными налогами.

Министр финансов Белого дома Тимоти Гайтнер в понедельник подтвердил решимость администрации следовать предложенной стратегии: "Если вы входите в эту немногочисленную группу счастливчиков в Соединенных Штатах, мы должны сделать так, чтобы вы отдавали в виде налогов больше, чем семьи, представляющие средний класс".

Недавний опыт показал, что политики, пытавшиеся играть на классовом разобщении, проиграли. Американцы все-таки испытывает уважение к богатству, хотят стать богатыми, они не возмущаются тем, что кто-то, в отличие от них, разбогател.

План Белого дома по снижению национального долга на 3 триллиона долларов в ближайшее десятилетие включает рост налоговых сборов на полтора триллиона, экономию 1 триллиона 100 миллиардов за счет сворачивания военных кампаний в Ираке и Афганистане, сокращения на 580 миллиардов государственных программ медицинского страхования, помощи фермерам и пенсий госслужащим.

Реакция республиканцев на предложенную президентом реализацию "принципа Баффета", как и ожидалось, была мгновенной и категорически отрицательной.

"В то время как федеральное правительство бесконтрольно тратит средства, давать ему еще больше денег – это все равно что давать наркоману еще большую дозу, - заявил спикер палаты представителей Джон Бейнер. - Нам необходимо поставить расходы под контроль. А рост поступлений в казну надо обеспечить, снова оживив нашу экономику, выведя больше американцев из числа получателей пособий по безработице и продовольственных талонов, обеспечив их хорошей работой".

Многие критики Обамы усматривают в его плане частичной реструктуризации налогового бремени элементы классового противостояния. Президент в понедельник отверг это предположение, заявив, что руководствуется в своих предложениях иисключительно арифметическим расчетом.

Собеседник Радио Свобода Джон Сэмплс, амеркианский политолог сотрудник Вашингтонского института имени Катона, как и большинство его коллег, рассматривает эту инициативу президента в контексте предвыборной кампании:

- Это сугубо политический документ, который практически не имеет шансов быть одобренным в качестве закона. Ключевым положением этих инициатив является повышение налогов на узкую прослойку населения. Подавляющее большинство экономистов соглашается, что такая мера будет контрпродуктивна в средне- и долгосрочной перспективе. В ближайшем будущем, как, по-видимому, надеется президент, подобные популистские идеи помогут вернуть ему сторонников в то время, как его поддержка падает во всех группах электората. Я бы даже оценил эту инициативу как пример резкого популизма.

- Если это популизм, на кого он может быть рассчитан, ведь республиканцы побеждают в последнее время на выборах под лозунгом однозначного отказа повышать налоги?

- Одна из странностей популизма в качестве политического инструмента заключается в том, что он, как правило, не приносит необходимых результатов. Решимость Барака Обамы бросить вызов республиканцам в вопросе о налогах наверняка вызвана тем, что большинство американцев, согласно опросам, поддерживают в данный момент идею подъема налогов на своих более состоятельных сограждан. С другой стороны, когда дело доходит до выборов, избиратели, как правило, не покупаются на популизм. Этот прием очень широко использовал Альберт Гор во время своей неудачной президентской кампании. Последнее слово тогда осталось за Верховным судом, но это было отражение ничейной ситуации. В ходе последнего избирательного цикла политики, пытавшиеся играть на классовом разобщении, проиграли. Причина состоит в том, что американцы все-таки испытывает уважение к богатству, хотят стать богатыми, они не возмущаются тем, что кто-то, в отличие от них, разбогател.

- Как в данный моменит выглядят президентские шансы Барака Обама, может ли он, как вы считаете, что-либо предпринять, чтобы реально изменить ситуацию к лучшему?

- Он столкнулся с крайне сложной ситуацикй. Его шансы могут повыситься только вслед за улучшающейся экономической ситуацией, что трудно сейчас представить. В таких случаях политики прибегают к резкой риторике с целью возбуждения активности в собственном электорате, что мы и наблюдаем со стороны Белого Дома. В том, что касается его экономических инициатив, то сам президент воздерживается от оптимистичных предсказаний относительно их результатов. Очень показательно, например, что представители администрации отказались от использования термина стимулирование экономики, дискредитированного в результате провала прежних попыток стимулировать экономический рост, которые. Так что сейчас президенту остается только надеяться, что экономический рост внезапно оживится во второй половине двенадцатого года.
XS
SM
MD
LG