Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Владимир Александрович Дукельский, который писал под псевдонимом Вернон Дюк



ДС: В Докшицком районе Витебской области есть деревня Парафьяново. Первые упоминания о ней относятся к 15 веку. В 1624 году в деревне был возведен деревянный костел им. Св. Марии. Во время войны 1654-1667 годов костел российские войска сожгли, но изображение его осталось в книгах. 1773 году в результате второго раздела Речи Поспалитой Парафьяново вошло в состав Российской империи. В 19 веке имение принадлежало то Пшездецким, то Тышкевичам. По данным 1886 года в Парафьяново проживало 45 человек.
Вот здесь 108 лет назад в семье инженера-путейца на железнодорожной станции родился Владимир Александрович Дукельский: русский и американский композитор, поэт и мемуарист. В США Дукельские переехали в 21 году, а в 39 приняли американское подданство. Значительная часть музыкальных сочинений Дукельского, а так же обе англоязычные книги подписаны именем Вернона Дюка. Он автор оперы, балетов, симфонических, вокально-симфонических и камерных произведений и многих песен для бродвейских мюзиклов.
Ваши коротковолновики и древние «океаны» настроены на волну «Свободы». Вы слушаете еженедельное «Время джаза» так же и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Владимир Александрович Дукельский был грузино-австрийских-испано-русских кровей. А родился он в Парафьяново случайно. Буквально – проездом. Таков пейзаж, мелькающий за окном жизни…

Dexter Gordon - Autumn In New York – 6:26 (Les Tresors du Jazz - Le Chant du monde)

ДС: - «Autumn In New York» - вполне по сезону «Осень в Нью-Йорке», для которой Владимир Александрович написал и слова, и музыку в 34 году. В данном случае играли: Декстор Гордон – тенор-саксофон и лидер; Кенни Дрю – рояль; ЛиРой Виннегар – контрабас и Лорэнс Мэйрэбл – ударные, Лос-Анджелес, 18 сентября 53 года.
Прежде чем перейти к ранним годам все еще не Дюка, а Дукельского, послушаем трио пианистки Мэри Лу Уилсон, а затем, уже со словами, Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга.

Mary Lou Williams - Autumn in New York – 2:31 (Mary Lou Williams - I Made You Love Paris – GITANS)

ДС: - «Осень в Нью-Йорке». С Мэри Лу Уильямс, рояль, играли: Бадди Бэнкс – контрабас и Жан-Луи Виаль – ударные; Париж, «Патэ-Пелуз», 14 января 54 года.
В десятых годах Владимир Дукельский посещал классы Киевской консерватории, обучаясь фортепиано у Болеслава Яворского, а композиции — у Рейнгольда Глиэра. В 1918 году, о чем мне довелось уже рассказывать, он был официально зачислен в консерваторию, однако уже в конце 1919, накануне сдачи города Добровольческой армией, семья Дукельских покинула Киев и в 1920 прибыла в оккупированный войсками Антанты Константинополь, откуда в 1921 и перебралась в США. В Константинополе Дукельский пишет первые самостоятельные музыкальные сочинения и объявляет вместе с Борисом Поплавским о воссоздании «Цеха поэтов». В Нью-Йорке Дукельский продолжает сочинять музыку (увертюра к драме Гумилёва «Гондла» была исполнена 31 января 1923 в Карнеги-Холле) и пишет русские стихи в подражание акмеистам и футуристам, а также пробует силы в жанре популярных песен, которые, по совету Джорджа Гершвина, подписывает усечённым англизированным именем Вернон Дюк.

ДС. Октябрьский номер ежемесячника «Downbeat» посвящен саксофонисту Стиву Коулмэну, вибрафонисту-самоучке Гари Бёртону, джазовым вокалистам нового поколения (Грегори Портеру, Сашалу Васандани, Николь Хэнри, Хозе Джеймсу и Гретхен Парлато). Певице Эллиане Эллис посвящена отдельная, полная дифирамбов, статья. В новом номере журнала 190 страниц! Журнал растолстел за счет специального приложения под названием «Куда пойти учиться играть джаз в 2012 году?». И уж тут университет идет за университетом, одна музыкальная школа за другой, причем все со своими программами и полными списками профессуры. Не забыты и цены. Так студент университета Коннектикут должен выложить восемь тысяч 256 долларов в год, а аутсайдер из другого штата – 25 тысяч. Слепым тестом «Downbeat’a» на этот раз мучают контрабасиста Бена Элисона, которого заставляют слушать Дейва Холлэнда, Рона Картера, Маркуса Миллера, Кристана МакБрайда и даже Чарли Мингуса!
Поклон всем, оставившим комментарии на нашем сайте svobodanews.ru. Спасибо! Я не всегда и не всем успеваю ответить, но учитываю и прочитываю, все, что вы пишите вашему ДС о «Времени Джаза», а иногда и о совсем иных вещах! Спасибо!

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong – 5:57 Autumn in New York – (The Complete Ella and Louis on Verve)

ДС: -«Autumn in New York» - избранные записи Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга. Элле и Луи аккомпанировал квартет Оскара Питерсона. Август 56 года, Голливуд.
Чем же хорош Нью-Йорк осенью? Ведь на этот раз и музыку, и слова написал Вернон Дюк?

«Осень в Нью-Йорке – почему она
так будоражит, эта осень в Нью-Йорке?
Она околдовывает чарами возведения в рыцарство.
Дрожащий свет облаков, гаснущие потоки толп
В ущельях из стали…
Они напоминают мне, что я снова дома.
Это осень в Нью-Йорке
И она обещает новую любовь.
К осени в Нью-Йорке часто подмешена боль
Мечтателей с пустыми руками.
Они тащат за собой видения экзотических стран.
Но это осень в Нью-Йорке и это значит,
Что жить опять хорошо и
Не нужны никакие замки в Испании…
А влюбленные благословляют сумерки
На скамейках Центрального парка.

Это осень в Нью-Йорке
И жизнь опять наполняется радостью…

ДС: - Как всегда вольный перевод вашего ДС. И потому что Вернон Дюк создает неологизмы «the thrill of first-knighting» и потому что он дает возможность певцу или певице переставлять слова местами: glittering crowds and shimmering clouds…
В целом судьба многих композиторов-песенников из царской или большевистской России грустна. Многие из них попали в США с классическим образованием, как сам Владимир Александрович Дукельский. Но попытаться выжить, сочиняя кантаты или же симфонии, просто было невозможно. И они шли на Tin-Pan-Alley, «Аллею Оловянных Кастрюль» и становились композиторами-песенниками популярной музыки. И лишь иногда, часто под конец жизни, осев, заработав на жизнь, обзаведясь семьей и крышей над головой, они решались написать, как Вернон Дюк «Ораторию конца Санкт-Петербурга» или, как Джордж Гершвин, «Концерт для фортепьяно с оркестром в Фа-мажор» или же «Rhapsody in Blue».

Lester Young and The Oscar Peterson Trio – I Can't Get Started – 3:37 - (The President Plays With The Oscar Peterson Trio - VERVE)

ДС: - «I Can't Get Started», «Не могу начать, не могу решиться на роман с тобою». Музыка Вернона Дюка, слова Айры Гершвина. Лестер Янг – тенор-саксофон; Оскар Питерсон – рояль; Барни Кессель – гитара; Рей Браун – контрабас и J.C. Хеард – ударные. 28 ноября 52 года, Нью-Йорк.

ДС. Среди четырех лидирующих си-ди этого месяца по мнению «Downbeat’a»: второй том гастрольных выступлений Сонни Роллинса (Sonny Rollins – Road Show, vol.2), переиздание си-ди Фредди Хаббарда «Вершина» или «Пик» (Pinnacle»); «Полночное солнце» («Midnight Sun») певицы Ди-Ди Бриджуотер и компакт «Кубинская рапсодия» канадской саксофонистки Джейн Баннет и кубинского пианиста Хиларио Дюрана.
На вопрос нашего радиослушателя – почему трансляция время от времени обрывается – отвечу так: все зависит от стабильности и скорости вашего Интернета. Если у вас мощный ADSL, в принципе, он должен спокойно вытягивать и поддерживать наш звуковой поток. При падении скорости обрывы вполне возможны. Тогда лучше перейти на подкасты с нашего сайта svobodanews.ru.
У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
У нас страну практически полностью переводят на оптический кабель и связь на нем, скорость и стабильность, феноменальны. Но мне хватает и моего ADSL’a.

Roy Eldridge & Dizzy Gillespie - I Can't Get Started – 10:57 (Roy and Diz – Verve)
(ближе к 7-8 минуте второе соло трубы, Диззи, можно уже выводить, чтобы оставить место на вокал; или – первое соло начать не сначала, а позже, освободив место)

ДС: «I Can't Get Started» - на этот раз в исполнении Роя Элдриджа и Диззи Гиллеспи трубы - и еще одного квартета Оскара Питерсона. Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Рей Браун – контрабас и Луи Белсон – ударные. 29 октября 54 года, Лос-Анджелес.
Первое соло – Роя Элдриджа; второе – Диззи Гиллеспи.
Айра Гершвин более искушенный поэт-песенник, нежели Вернон Дюк. Не забудем, что Гершвины (и Джордж 26 сентября 1898 года, и Айра 6 декабря 1896 года) родились в Нью-Йорке, а не на станции Парафьяново. Их знание языка более глубоко и виртуозно. Еще одну деталь стоит отметить: каждый певец и певица поют свою версию песен-стандартов. Так «I Can't Get Started» Билли Холидей отличается от версии «Голубых глаз» или Тони Беннета….

Billie Holiday & Her Orchestra - I Can't Get Started – 2:48 (Lady Day The Complete Billie Holiday on Columbia (1933-1944))

ДС: - Последняя на сегодня версия этого, застрявшего на пути к счастью, романа. Билли Холидей и ее оркестр, 36 год.


ДС. У Вернона Дюка есть еще один большой хит, песня «Апрель в Париже», но она часто звучит на наших коротких и средних именно в апреле. Написан «Апрель» по следам пребывания Владимира Дукельского в городке на Сене, где он, ободренный самим Артуром Рубинштейном, завершил начатый ещё в Киеве «Фортепианный концерт». Концерт был высоко оценен Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым. Дягилев заказал Дукельскому балет «Зефир и Флора», который был поставлен Леонидом Мясиным в 1925 в «Русских балетах Дягилева». В 1928 Сергей Кусевицкий дирижирует в Париже премьерой «Первой симфонии» Дукельского. Композитор сближается с Прокофьевым и с одним из идеологов евразийцев Петром Сувчинским, публикует статьи в евразийских изданиях, резко противопоставляет себя «белой» части русской эмиграции. Одновременно пишет пьески для английских музыкальных комедий. Увы, после Парижа он возвращается на Tin-Pan-Alley.
У Вернона Дюка не так уж много песен-стандартов. Я насчитал 54. Наиболее известные, уже названные, "I Can't Get Started", "Autumn in New York",
"April in Paris", "What Is There To Say" и «Taking a chance on Love». Тексты песен для него сочиняли кроме Айры Гершвина, Джонни Мерсер, «Ип» Харбург, Джон Латуш, Хоуард Дайтц, Огден Нэш и Сэмми Кан. Фрэнк Синатра, Тонни Бенет, Билли Холидей, Элла и Луи пели его песни, а его стандарты играли и Каунт Бейси, и Чарли Паркер, Бенни Гудмэн, Теллониус Монк, и Уинтон Марсалис.
Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза». Волны «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Bud Powell - Taking a Chance on Love – 9:52 (Bud Powell - Live at the Blue Note - ESP DISK)

ДС: «Taking a Chance on Love», «Решаясь на риск в любви», музыка Вернона Дюка. Слова следуют. Бад Пауэл – лидер и фортепьяно; Зут Симс - тенор-саксофон; Пьер Мишло – контрабас и Кенни «Клук» Кларк – ударные, парижский клуб «Blue Note», 61 год.
Что осталось за боротом этого «Времени Джаза»? Мемуары и стихи Владимира Дукельского и его классические работы. Что ж, будем надеяться, что и на этот период его жизни однажды найдется время…
И, на прощанье, версия со словами, в данном случае lyrics Теда Феттера и Джона Латуша, в исполнении «Голубых Глаз» он же «Голос», то есть Фрэнк Синатра. Оркестр Нэлсона Ридла. Запись была сделана 19 апреля 54 года.

Frank Sinatra - Taking a Chance on Love – 2:12 (Frank Sinatra - Songs for Young Lovers - Swing Easy – Capitol)

ДС: - Вот и всё на сегодня. Подкаст этой и последних передач «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Ваш ДС снова будет в вашей компании ровно через неделю. Всех благ, чао, бай-бай.

Материалы по теме

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG